Все новости
Сфера ЖКХ
30 Декабря 2023, 18:10

Насколько и почему в Башкирии повысятся тарифы на ЖКУ в 2024 году?

Распоряжение об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин

Насколько и почему в Башкирии повысятся тарифы на ЖКУ в 2024 году?
Насколько и почему в Башкирии повысятся тарифы на ЖКУ в 2024 году?

В России утверждены индексы изменения платы за жилищно-коммунальные услуги на 2024–2028 годы для каждого региона. Распоряжение об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

На значения индексов должны ориентироваться местные власти при установлении тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, от них зависит предельный размер повышения квартплаты.

Для Башкирии индекс повышения платы за коммунальные услуги во втором полугодии 2024 года установлен в размере 10,9%. Предельное отклонение от этой величины в 2024 году составляет 4,9%, а в 2019-2023 годах - 2%. С учетом обеспечения стабильной поставки коммунальных ресурсов, власти республики установили предельный индекс на уровне 13,6%.

В результате рост средневзвешенных тарифов на электроэнергию для жителей республики с 1 июля 2024 года составит 8,9%, на газ – 11,2%, водоснабжение и водоотведение – не более 14%, отопление – не более 10,9%, услуги региональных операторов в сфере обращения с ТКО не более - 10%.   

 
 

«Из-за роста курса валют и сложной внешнеполитической обстановки наша страна столкнулась с весьма высокой инфляцией, - говорит депутат Госдумы РФ Павел Качкаев. – Инфляционная составляющая ложится в себестоимость всех оказываемых услуг, особенно в ЖКХ, где есть большая доля различных материалов и комплектующих. Для компенсации инфляционных процессов было принято решение поднять коммунальные тарифы. В случае их заморозки мы бы столкнулись с повторением эпохи 1990-х годов, когда в Уфе электричество массово отключалось чуть ли не ежедневно, а прорывы теплосетей регулярно вымораживали целые микрорайоны. Повторюсь, предстоящая июльская индексация позволит обеспечить только нормальную работу коммунального хозяйства, но не его развитие».

Точный расчет

Для определения величины индексации стоимости разных видов коммунальных услуг республиканский госкомитет по тарифам принимает заявки от ресурсоснабжающих организаций и определяет их экономическую обоснованность. В качестве расчетной величины используется валовая выручка за определенный период, которая в итоге практически всегда оказывается меньшей, чем хотели бы коммунальщики, поскольку из нее исключаются неподтвержденные и необоснованные затраты.

«Для определения оптимальных сумм валовой прибыли от платы по тарифам нашими специалистами используются федеральные нормы с учетом особенностей каждой ресурсоснабжающей организации, - заявила председатель госкомитета РБ по тарифам  Светлана Бурдюк. - Так, по итогам тарифной кампании 2023 года из необходимой валовой выручки ресурсоснабжающих организаций исключено  более 16 миллиардов рублей. В тарифах в сфере электроснабжения размер необоснованных и неподтвержденных затрат составил более 9,9 миллиардов рублей, или 29% от заявленной совокупной выручки, которая в итоге была уменьшена с 33,6 до 23,7 миллиардов рублей.

Из 50,7 миллиардов рублей заявленной валовой выручки в сфере теплоснабжения госкомитетом было утверждено 49,7 миллиарда. Доходы операторов по вывозу коммунальных отходов уменьшены с 9,8 до 7,5 млрд. Выручка за подачу воды снижена с 9,1 до 7 млрд, а за водоотведение – с 7,2 до 5,8 миллиардов рублей.

По словам Светланы Бурдюк, уменьшая размер валовой выручки, госкомитет по тарифам балансирует между интересами потребителей, желающих платить меньше за коммуналку, и необходимостью проводить ремонт и модернизацию сильно изношенной инженерной инфраструктуры, что требует серьезного финансирования.

 
Серьезность ситуации в жилищно-коммунальной сфере позволяет понять следующие цифры. По данным министерства ЖКХ РБ, в 2022 году общий износ коммунальной инфраструктуры в Башкирии составлял 54%. Наиболее сложная обстановка складывается с системой водоотведения, изношенной более чем на 60%. Износ инфраструктуры водоснабжения оценивался в объеме порядка 60%, а теплосетей – более 40%.

Для поддержания работоспособности и безаварийности сильно изношенной инфраструктуры необходимы очень большие средства, получить которые можно только за счет тарифов.

«По нормативам поставщики коммунальных ресурсов должны менять не менее 5% протяженности своих сетей в год, но по факту этого не происходит, - заявил председатель РОО «Ассоциация собственников жилья РБ» Павел Носков. – Без индексации тарифов ресурсоснабжающие организации не смогут выполнить свои ремонтные программы на текущий год и значительно сократят их объемы на следующий. Все это не замедлит сказаться на работе инженерных систем и приведет к росту числа аварий и отключений, что особенно критично зимой».

Динамика цифр

При получении новых коммунальных платежек жителей часто интересует вопрос: куда идут оплаченные средства и можно ли снизить расходы на коммуналку? Для ответа рассмотрим структуру коммунальных тарифов, которую предоставил профильный республиканский госкомитет.

По данным ведомства, в сфере водоснабжения главную роль играют операционные расходы, дающие 57% стоимости услуги. Они включают в себя стоимость сырья и материалов, оплату труда, а также текущий и капитальный ремонт. Следующая статья – закупка электроэнергии – составляет 24% тарифа. Еще 13% составляют так называемые неподконтрольные расходы, куда входят налоги, арендная плата, а также оплата товаров и услуг, необходимых для работы водоканалов. Замыкают список амортизация, составляющая 4% стоимости воды для жителей республики, и прибыль в размере 2%.

 
 

Структура тарифов на тепло имеет весьма существенные отличия. Ведущую роль – 63% в них играет закупка энергоресурсов – газа, угля или мазута. Операционные расходы составляют 23%, а неподконтрольные – 10%. Норма прибыли для республиканских тепловиков установлена в 4%, то есть в два раза превосходит аналогичный показатель в сфере водоснабжения.

Анализируя эти цифры, можно заключить, что уменьшение платы для потребителей в случае полного лишения прибыли поставщиков тепла и воды составит в среднем от  2 до 4%.

Расходы на топливо для ТЭЦ или электроэнергию для прокачки воды трогать нельзя, поскольку это приведет к фактической остановке тепло – и водоснабжения. Теоретически можно уменьшить стоимость амортизации или операционных расходов, но это отразится в объемах ремонта и модернизации коммунальных систем, что неизбежно скажется на надежности их работы и создаст проблемы при подключении к сетям новых потребителей.

 
Автор:Сергей Николаев
Автор:ИА "Башинформ"
Читайте нас: