Система образования в Хайбуллинском районе, как и во всей стране, претерпевает большие изменения: внедряются современные технологии, в школах открываются центры «Точка роста» (в Хайбуллинском районе их уже девять), создается цифровая образовательная среда. Поэтому в образовательные организации важно привлекать молодых специалистов, которые «на ты» с современными технологиями и могут делиться знаниями с педагогами более старшего поколения.
А чтобы молодые специалисты возвращались в село, как отмечает Глава Башкортостана Радий Хабиров: «Мы много вкладываем в Уфу, но важно развивать социальную инфраструктуру и в ближайших деревнях и сёлах. Это в том числе новые школы, детские сады, поликлиники. Программу развития отдаленных территорий столицы нужно взять на особый контроль».
Самыми востребованными кадрами в школах района остаются учителя математики, химии и биологии, русского языка и литературы, английского языка, начальных классов, а также психологи, социальные педагоги и логопеды. Имеются скрытые вакансии, когда нагрузка учителей-предметников составляет от 30 до 36 часов. В сравнении с прошлым годом увеличилось количество учителей, работающих с превышением нагрузки в связи с выходом педагогов на пенсию и отсутствием молодых учителей с предметной специализацией.
Закреплению молодых педагогов в регионе способствуют различные меры социальной поддержки. Одна из них – единовременная выплата, ее размер в этом году увеличился в два раза и составляет 100 тысяч рублей. В этом году в рамках районного педагогического форума шесть молодых педагогов, которые только пришли в школу, получили подъемные в размере 100 тысяч рублей.
Закрыть вакансии в хайбуллинских школах помогает федеральная программа «Земский учитель» с выплатой 1 млн.рублей.
Есть еще доплата к заработной плате за счёт местного бюджета. Кроме того, для молодых педагогов предусмотрена компенсация части затрат на аренду жилого помещения в размере пяти тысяч рублей.
Елена Лазарева, методист Управления образования:
– Для привлечения молодых учителей налажены связи с вузами, ссузами для выявления перспективных выпускников и в дальнейшем для привлечения их к работе в школу. Ведется работа с центром занятости для создания базы данных вакансий. Хорошо поставлена задача по сотрудничеству со СМИ с целью создания положительного имиджа школ и профессии «Учитель». Создана психолого-педагогическая служба для привлечения специалистов с целью проведения диагностических исследований, проведения тренингов с учителями, консультаций психологов и юристов, создания групп учителей по интересам. Выпускники школ поступают в педагогические вузы по целевым направлениям. В селе Акъяр выделяются квартиры молодым специалистам. Ежегодно одному молодому учителю выплачивают миллион рублей по программе «Земский учитель» при условии, что они отработают пять лет в сельской школе.
В районе более 10 лет работает «Клуб молодого учителя», объединяющий педагогов со стажем до пяти лет. В практической части заседаний Клуба, проводимых два раза в год, молодые учителя анализируют уроки как своих молодых коллег, так и опытных учителей. Затем для молодых учителей проводятся индивидуальные консультации методистов Управления образования и педагогов-наставников, обсуждаются проблемы молодых специалистов. С 2023 года организована работа муниципального клуба «Наставник». Каждый год молодые учителя района участвуют в конкурсе на соискание грантов. Мы всячески поддерживаем наших учителей, поощряем их участие в различных конкурсах.
Анастасия Алексеева, учитель русского языка и литературы школы села Бурибай, вернулась в родные края спустя 10 лет, с супругом и маленькой дочкой.
– В этом году узнала о вакансии учителя русского языка и литературы в Хайбуллинском районе, откуда я сама родом. Также мне предложили принять участие в федеральной программе «Земский учитель». Ранее 10 лет я работала в Центре технического творчества г.Уфа – педагогом дополнительного образования, методистом, вела литературное творчество, курировала движение «КВН». Будучи секретарем Общественного совета Калининского района осуществляла такие социальные проекты, как «Атайсал», «Преемственность поколений». Помимо уроков и классного руководства в пятом классе, буду с детьми заниматься в театральной студии и медиацентре. Мне оказали очень дружеский прием не только в школе, но и в самом селе и районе. Люди здесь очень отзывчивые, а школьники дисциплинированные, вежливые и старательные.
Зиля Акъюлова
Фото автора
Справка1
С 2020 года на территории республики начала действовать программа «Земский учитель». За четыре года реализации программы «Земский учитель» 150 учителей переехали в сельские населённые пункты, посёлки городского типа и города с населением до 50 тысяч человек для работы в школах республики на условиях заключения трудового договора на срок не менее пяти лет и получили единовременные компенсационные выплаты. В 2023 году по данной программе единовременные компенсационные выплаты предоставлены трем учителям.
Программой предусмотрено предоставление единовременных компенсационных выплат учителям-победителям конкурса в размере 1 млн. рублей каждая, при условии переезда на расстояние не менее 50 километров от места его регистрации или работы и трудоустройства в школу на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы и принятия учителем обязательства отработать в школе в течение 5 лет.
Справка2
В республике также реализуется уникальная программа – ежегодные гранты молодым учителям, работающим в сельской местности в размере 690 тысяч рублей каждый. С 2019 года такие гранты получили 525 начинающих педагогов. В 2024 году этот грант будет выплачен еще 150 учителям.