Все новости
9 мая - День Победы
24 Января , 11:00

Кто такие «Навигаторы детства» и для чего в школе советник?

В Хайбуллинском районе координирует их работу ведущий эксперт ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Лилия Багишаева. Беседуем с ней.

Кто такие «Навигаторы детства» и для чего в школе советник?
Кто такие «Навигаторы детства» и для чего в школе советник?

С 1 сентября 2022 года в 45 регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». С 2023-2024 учебного года такие специалисты появятся в школах, техникумах и колледжах по всей стране. В нашем районе к проекту присоединились девять школ. Координирует их работу ведущий эксперт ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Лилия Багишаева.

Кто же такие «Навигаторы детства» и советники?

– Советники – это победители Всероссийского конкурса «Навигаторы детства 2.0». Одной из основных задач является реализация программ по воспитательной работе. Они помогают детям развивать социальные инициативы. Советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой внеурочной деятельности, успешной социализации, вовлечению в общественные инициативы.

Советник – это не тот, кто даёт советы педагогам и директору школы. Задача советника – быть проводником федеральных детско-молодёжных событий. Он не только знакомит ребят с проектами и возможностями, которые им предоставляются на федеральном и региональном уровнях, но и становится наставником для ребят, участвующих в этих проектах. Такие специалисты входят практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, родительские активы и различные проектные группы по развитию социальной активности обучающихся.

Как педагоги стали советниками директоров по воспитанию?

– Чтобы стать советником, кандидаты прошли сложный путь во Всероссийском конкурсе «Навигаторы детства 2.0». Начался он ещё в апреле 2022 года, конкурсные испытания длились всё лето. Специалисты должны были показать свою творческую изюминку, креативность. Организаторов конкурса интересовало, есть ли у будущих советников опыт реализации социальных проектов вместе с детьми. Но главное, чтобы у человека была мотивация к взаимодействию с ребятами и совместной работе с ними. В своей авторской разработке советники показали, как они решают вопросы воспитания, необходимым было владение цифровыми технологиями, было и тестирование. Они проходили обучение на платформе «Российское движение школьников», созданной специально для получения педагогами новых знаний и компетенций. Их научили, как быть  полезными в разработке и претворении в жизнь рабочей программы и календарного плана воспитательной работы школы. Теперь советники с  нетерпением ожидают обучения в очном формате, который будет проходить в г.Москве. Два советника уже обучились  в Московском педагогическом университете – это советники директоров по воспитанию школы с.Абубакирово и Акъярского горного колледжа. Советников можно узнать по оранжевым галстукам. Кстати, после очного обучения у них появится специальная брендовая одежда.

Почему оранжевый цвет?

– Говорят, этот цвет улучшает настроение. А ещё, оранжевый самолётик –  символ Российского детско-юношеского центра.

Какая идея заложена в проект «Навигаторы детства»?

– Вместе с советниками в школы пришла новая философия воспитания. Вспомним, что с 1991-1992 годов закончилась идеология Советского Союза с пионерией, комсомолом. Долгое время не приходило ничего нового. В 2015 году было создано Российское движение школьников, которое не в полной мере охватило максимальное количество детей и молодежи своими идеями.

Базой развития новой системы воспитания в образовательных организациях является создание российского движения детей и молодежи. Воспитание личности, патриота своей страны –  основная идея федерального проекта «Навигаторы детства».

– Советники не дублируют обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе?

 – На сегодняшний день есть чёткое разграничение обязанностей между заместителем директора и советником директора. Заместитель директора входит в административно-управленческую команду школы. Он выполняет немалый объём задач и зачастую на работу с детьми, генерацию новых идей и проектов уже не остаётся времени. А работа советника, в основном, нацелена на работу с детьми, живое общение с ними. Самое главное, что советник – это тот человек, который вдохновляет на изменения, вселяет веру в то, что каждый ребёнок может совершить свою победу, и находит время для каждого. Советник и заместитель директора – это два соратника, от эффективности работы их тандема многое зависит.

Бытует мнение, что  советник директора – это вожатый. Это не так. Потому что полномочий и обязанностей у советника намного больше. Уникальность и сильная сторона его в том, что, являясь параллельно сотрудником образовательной организации и Российского детско-юношеского центра, он совмещает два подхода. Как педагог школы, имея классическое образование, опирается на стабильный базовый, традиционный подход. А как сотрудник Росдетцентра,  обладает компетенциями специалиста по работе с молодежью: ориентируется в трендах, находится «на одной волне» с молодежью. К тому же советник – прямой импульс от государственной политики до реального практического сектора и лицо школы в проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Воспитательная работа – это исключительно командная история. И смысл этого проекта – создание целостной воспитательной среды, в которой полноценно и разносторонне развиваются наши дети. Именно ребенок – тот, вокруг кого вся эта трансформация системы задумана, разработана и сейчас воплощается.

Что нового появилось в образовательном процессе с введением единой воспитательной системы?

– Во-первых, с 1 сентября 2022 года каждая новая неделя начинается с церемонии поднятия государственных флагов и исполнения государственных гимнов. До начала уроков проходят внеурочные занятия «Разговоры о важном». Для их проведения педагоги используют разработанные федерацией методические материалы, которые включают в себя сценарии, презентации, видеоролики, раздаточный материал. Наши школьники, как и школьники всей страны, по понедельникам погружаются в одну тему – любовь к Родине. Помимо «Разговоров о важном», в школах появились Дни единых действий. Это акции в рамках памятных дней и календарных событий. Каждый месяц советники проводят мероприятия по федеральному плану, утвержденному Министерством просвещения РФ.

Советники директоров активно включены в работу по организации и проведению акций в поддержку специальной военной операции. Самые активные совместно с детьми принимают участие в различных социальных акциях, таких как изготовление поздравительных открыток, «Талисман добра», «Письмо солдату», «Подарок бойцу».

По инициативе и при поддержке советников в школах района, вошедших в проект «Навигаторы детства 2.0», идёт работа по созданию центров детских инициатив (это центр детского объединения, штаб ребят, место встреч, сборов). Такие центры необходимы всем школам для обеспечения деятельности органов ученического самоуправления, развития детского движения, как центр притяжения детей, определяющих основные направления проведения детского досуга.

А что интересного может предложить советник ученикам начальных классов?

– Для обучающихся начальных классов разработана федеральная программа «Орлята России». В нашем районе в 2023-2024 учебном году будут проходить торжественные  посвящения в Орлята. Ребята начальных классов произнесут клятву, получат удостоверение и атрибутику Орлят.

Что это за программа «Орлята России» и какова ее цель?

– «Орлята России» – это программа социальной активности обучающихся начальных классов, разработанная в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Её цель – направить  ребенка на начальном этапе обучения на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, сформировать у него социально значимые качества и ценности, чтобы он понимал значение таких слов, как Родина, команда, семья, здоровье, природа, познание. Уникальность этой программы в том, что в ней ребенок участвует в команде с педагогом, старшеклассником-наставником и родителями. Разработан комплекс мероприятий, состоящий из семи треков: «Орленок – лидер», «Орленок – эрудит», «Орленок – доброволец», «Орленок – мастер», «Орленок – спортсмен», «Орленок – хранитель исторической памяти» и «Орленок – эколог». Ребенок в ходе прохождения всех занятий программы должен научиться лидерским качествам. Проводятся не только информативные занятия, но и акции, мероприятия, направленные на формирование и выработку навыков. Такие занятия должны подтверждаться видеозаписями и фотографиями в «Личном кабинете» педагога, участвующего в проекте. Наградой победителям станет путевка в ВДЦ «Орленок», что станет своего рода мотивацией к достижению успеха. Главная задача советника в том, чтобы ученик хотел стать членом Российского движения детей и молодежи, как раньше мы хотели быть октябрятами и пионерами.

С какими детскими общественными объединениями взаимодействует советник директора по воспитанию?

– Одним из направлений работы стало вовлечение обучающихся в детско-юношеские общественные движения и объединения. При содействии и поддержке «Навигаторов детства» в школах района прошли тематические акции, информационные мероприятия, посвящённые деятельности Российского движения детей и молодёжи «Движение первых». При участии советников созданы первые первичные отделения РДДМ в 15 школах района, реализующих проект.

«Движение первых» объединяет все молодёжные организации и движения страны, в том числе «Юнармия», «Большая перемена», «Пионеры Башкортостана», Российский союз молодёжи, Российское движение школьников и другие.

У движения есть направления работы, планы и цели. Они исключительно позитивные: участие в культурной жизни, качественное образование, добровольчество, здоровый образ жизни, сохранение исторической памяти, охрана природы, развитие экологических проектов, развитие туризма в России.

Особое внимание уделяется главным ценностям, которые должны защищать члены организации. Среди них есть и культурные, и нравственные, и исторические, и духовные: «Созидательный труд», «Патриотизм», «Жизнь и достоинство», «Добро и справедливость», «Крепкая семья» и т.д.

Вступление в организацию добровольное. Возраст участников от 6 до 18 лет. Чтобы стать членом организации, нужно просто присоединиться к движению. Для этого необходимо зайти на сайт российского движения детей и молодёжи «Движение первых», пройти по ссылке «Вступить в движение» и зарегистрироваться.

А есть какие-то ещё проекты, которые реализуются в школах и в которых участвует советник?

–  Проект «Навигаторы детства» очень динамичный и развивается буквально еженедельно. И, конечно, появляются проекты, которые «заходят» в школу, и педагогам необходима помощь в том, чтобы разобраться в них и «запустить» в работу.

Участвуете ли вы в мероприятиях регионального уровня?

– Приняли участие в V форуме школьного образования «Взлетай», фестивале детского предпринимательства «Действуй», в региональных слетах советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и муниципальных кураторов проекта «Навигаторы детства» в Республике Башкортостан в  военно-патриотическом парке «Патриот» им.Героя Российской Федерации М.Серафимова УМЦ «Авангард».

Слёты были направлены на обучение по многим направлениям, необходимым для развития образовательной деятельности советников по воспитанию, прошли обучение в УМЦ «Авангард», медийное продвижение проекта, игротехнологии; ознакомились с реализацией проекта «Навигаторы детства» в республике, а также планами и перспективами, поиграли в игру «Зарница».

 В заключение скажите коротко, кто он – советник по воспитанию?

– Советник творит и создает проекты вместе с детьми и педагогами, является организатором, вдохновителем и наставником. Ну и, конечно, ещё и первооткрыватель – он открывает мир детства с позиции новой философии воспитания, основанной на духовно-нравственных ценностях российского общества.

Подробнее на странице ВКонтакте «Навигаторы детства Хайбуллинский район».

Спасибо за беседу.

Кто такие «Навигаторы детства» и для чего в школе советник?
Кто такие «Навигаторы детства» и для чего в школе советник?
Кто такие «Навигаторы детства» и для чего в школе советник?
Автор:Зиля Акъюлова
Читайте нас: