После окончания школы работал в Москве, затем служил в Росгвардии. Отслужив в армии срочную службу, «Башкир» подписал контракт с Министерством обороны и переучился на наводчика-оператора БМП. С 2023 года он на спецоперации. Его задача — на БМП прикрывать танки, пока те работают по позициям противника. Позывной «Башкир» остался у него еще со
службы в армии.
– Решиться пойти на СВО может не каждый, нужна сила духа. И, конечно, при встрече с бойцом наш первый вопрос был традиционным: «Как отреагировали близкие на то, что вы подписали контракт?»
– Близкие не знали о моем решении, о том, что я подписал контракт, им сообщил через три недели только. Конечно, отец меня пожурил, что не сказал, не одобрил сначала, так как переживал за меня, но я взрослый человек и самостоятельно принимаю решения. Через полгода старший брат подписал контракт, у него позывной был «Шутник».
– Было страшно?
– В 2023 году заехали в город Мариуполь. Там через неделю нас начали
бомбить. Командир меня отправил на склад за патронами. Я поговорил с
другом, который стоял на посту, сказал ему: «Я скоро подойду», и только отошел на 100 метров, тут по складу прилетает ракета. Меня откинуло ударной волной, друг погиб. Я чудом остался жив, и эта бомбежка продолжалась еще три дня. Тогда действительно было страшно. Все эти дни спали в подвале в спальных мешках на бетоне. Сам с детства рос шустрым, подвижным, что и помогает теперь мне в бою. На войне все говорят, что надо быть шустрым. В начале было страшно, а теперь привык. Работа у нас ночная. Когда небо ясное, без облаков, мы не можем работать, так как много дронов, а в облачную погоду, когда моросит дождь, небо чистое от дронов. Конечно, после сильного ливня земля превращается в вязкую кашу, в месиво, и окопы полны воды, можно ходить лишь в резиновых сапогах.
У противника, конечно, дронов очень много, а мы складываемся и покупаем сами. Недавно купили «Ниву» с маленьким прицепом, на нем возим воду и все, что закажут ребята на передовой. Такова реальность.
– Насколько вы изменились с момента, как попали на СВО?
– Отец говорит, что я стал тихим. Раньше я был совершенно другой. А брат с детства был тихим. Вот 19 октября исполнился год, как брат пропал без вести, у него остались жена и дети.
– Расскажите про воинское братство.
– Когда идешь на задачу, выкидываешь из головы всю дурь, все обиды, все
бытовое забываешь. Например, если на тебя кто-то будет держать обиду,
он тебе не поможет, из-за этого надо быть одним кулаком, быть едиными. Это и есть воинское братство.
– У вас есть там помощники животные?
– Без них никак. Мою собаку зовут «Полкан» и еще один пес есть, кличка у него «Север», так как мы стоим на Северском направлении. Взяли щенят у местных жителей, у тех, кто отдает в добрые руки. Они спрашивают:
«Ты военный? Будешь смотреть за щенком?». Назвали его «Север», а затем
командир попросил принести еще одного щенка. Так у нас появился «Полкан». Мы их обучаем, и они рядом с нами на посту. Собака лает на чужих. Спрашиваем пароль. Бывало, что тот, кто подошел, знает пароль, а он на самом деле чужой. Значит, где-то в лесу подслушали. И потом по радиостанции выходили: «Подойди сюда. Это старший охраны говорит», а он в этот момент рядом со мной сидел. Идем на точку, а там лежит граната и наша радиостанция. После этого случая посты начали выставлять по два человека.
– Какие качества необходимы бойцам?
– Быть физически сильным, со спортом дружить, у физически подготовленного бойца больше шансов спастись. И если ты туда поехал, то не должно быть «вот я по дому скучаю…», надо быть собранным. Там часто и подолгу находишься под землей, и вот тогда бывает действительно психологически сложно, в этот момент желательно быть с кем-то, одному с ума можно сойти.
– Что запомнилось, то тронуло твое сердце?
– Гуманитарная помощь приезжает, это как тепло родного дома. Маскировочная сеть – самая необходимая вещь, ей мы технику укрываем от
вражеских дронов. Уже три раза получал гуманитарку.
Запоминаются, конечно, подарки детей из детских садов, стаканчики, в которых конфеты, письма, рисунки детей.
– Что вас поддерживает там?
– Родные звонят, пишут, общаюсь с двоюродной сестрой. Во время беседы «Башкир» рассказал о жителях Белгорода: «Обратил внимание, что люди в Белгороде, несмотря на ежедневные бомбежки, ходят на улице, не боятся. И к бомбежкам оказывается привыкаешь.
Когда уезжал в отпуск, я уже находился у железнодорожного перрона, тут
началась бомбежка, кто-то побежал прятаться в подвал, кто куда, а я успел
сесть в свой вагон, и поезд раньше времени тронулся в путь».
Наш боец очень молод, но не по годам взрослый. Желаем каждому бойцу
вернуться живым, здоровым и с победой. Выражаем вам нашу благодарность за ваш ратный труд, родные наши сыны! Что вы, не жалея своей жизни, сейчас там защищаете нас, Родину, спокойный сон родных, близких, детей. Низкий вам поклон! Берегите себя!
Рашида Султанова
Куда обращаться для заключения контракта с Министерством обороны РФ? Военный комиссариат города Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан:
Адрес: 453830, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Пионерская, д. 7.
Телефоны: 8-347-75-2-36-58, 8 996-100-90-87.
Центр поддержки участников СВО и членов их семей: Адрес: г. Сибай, пр. Горняков, д. 40. Телефон: 8-937-346-11-72.