Быть медработником на селе гораздо сложнее, чем в городе. Сельский фельдшер спешит на помощь больному в любое время дня и ночи, в любую погоду
От него требуются обширные знания практически во всех разделах медицины. Должен сам ставить диагноз, лечить и взрослых и детей, оказывать помощь при травмах и чрезвычайных происшествиях, ходить по вызовам, ставить уколы и капельницы, а то и роды принять. Трудности их не пугают, они привязаны к людям и своей деревне, а так нужная на селе профессия, кажется самой лучшей на свете.
Одна из таких медработников – заведующая фельдшерско-акушерским пунктом села Новопетровское Гульназ Сулеймановна Байгулова. 35 лет своей жизни отдано женщиной работе в медицине, сегодня она фельдшер высшей категории. У нее нет высоких наград, ее награда – это уважение и признание односельчан и коллег по работе.
– Медицина была моей детской мечтой. Маленькой девочкой я приходила в медпункт своей родной деревни Яныбаево Зианчуринского района и часами смотрела, как работает наша медсестра, на больничную обстановку, вдыхала специфический запах, все мне нравилось и повергало в трепет. Потому для меня не стоял вопрос в выборе профессии. Я твердо знала, что свяжу свою жизнь с медициной. И свою мечту исполнила.
По окончании медучилища распределили в Хайбуллинский район, здесь главный врач района Фазыльян Сагидуллович Ишимов направил меня на работу в Матраевскую участковую больницу. Заведовала ей прекрасный врач-терапевт, можно сказать, мой наставник, Флюра Асхатовна Аширова. Несколько месяцев училась у девочек-медсестер правильно ставить уколы, познавала специфику работы на практике. А потом меня перевели фельдшером в Новопетровское. Так, с 1985 года здесь и работаю, 25 лет – заведующей ФАПом, – говорит Гульназ Сулеймановна.
Рассказывает, что медпункт тогда, а это две комнаты с печным отоплением, располагался в отдельном здании, в помощь ей санитарка была. Ответственность за людей большая, населения насчитывалось порядка 500 человек, сегодня – 350. Было больше молодежи, детей, много беременных – до 15 родов в год, сегодня же в деревне, почитай, одни пенсионеры и ни одного новорожденного.
– Трудность в чем тогда была – надо было шприцы кипятить, сами лекарства привозили, продавали, вызовов много, так как и детей много, то и дело возили их в Уфимку, в Акъяр. Да и роды на дорогах случались. Сейчас вызовов в разы меньше, в основном, к пожилым. Главная болезнь – гипертония.
Я очень благодарна своему терапевту. Приехала после окончания училища 18-летней несмышленой девчонкой. Толком ничего не знала. Что делать? С чего начинать? День-ночь ли, Флюра Асхатовна была на связи. Говорила, не стесняйся, звони. И я звонила, спрашивала совета. Позже в участковой больнице появился свой педиатр, стало легче в плане работы с детьми. А своего первого новорожденного помню до сих пор. Этому мальчику уже 35 лет.
Рабочий день сельского доктора начинается с уборки помещения медпункта. Обычно первые посетители приходят на уколы, а потом уже на прием. За день бывает 5-6 пациентов, а то просто поговорить, посоветоваться забегут, попросить лекарство привезти, есть среди ее пациентов те, кому в силу возраста или болезни трудно самим съездить в Акъяр в аптеку.
– Если мне подсказка нужна, звоню в районную больницу. Благодаря сотовой связи есть возможность получить квалифицированный совет от врача-терапевта Матраевской сельской амбулатории Фирузы Фаргатовны Суриной, хоть и молодой врач, но очень грамотный, нашего педиатра Райфы Исмагиловны Кашкаровой или любого из врачей узкой направленности и специалистов скорой помощи районной больницы. В случае необходимости транспортируем больного в Акъяр, такая ситуация возникает раза 3-4 в год, не больше. Раз в месяц по четвергам приезжают терапевт и педиатр нашей сельской амбулатории, ведут прием.
Нынче в деревне 80 пенсионеров, 59 человек граждане до 18 лет, есть 4 ребенка до 3-х и 3 – до 7 лет. Но фельдшер наблюдает за детьми только до 7 лет, далее они идут в школу и наблюдаются уже в сельской амбулатории в Уфимском. В этом году в Новопетровском один первоклассник, и он также пойдет в школу центральной усадьбы.
– Народ здесь в основном русский, но для меня это не столь важно. Знаю каждого, его характер, увлечения, недомогания, да и подход к каждому.
Люди на вахту ездят, у местных фермеров, их у нас трое, работают. На счет пьянства не скажу, что злоупотребляют, есть, конечно, пьющие, но не большинство.
Если отойти от работы, то за кадром моя собеседница обычная женщина, мама и бабушка. В 1987 году вышла замуж за местного парня, сварщика Урала Байгулова, родила троих детей. Но семейное счастье было недолгим. Супруг умер. Детей сама растила-поднимала. Двоих сыновей поженила, дочку замуж отдала. Сейчас ее радуют три внука. Дети не пошли по стопам мамы. Дочка педагог, работает в Гае, сыновья выбрали рабочие профессии. Живут здесь, в деревне, вместе с мамой. Поддерживают ее, а она – молодые семьи. Вместе ведут хозяйство, сажают огород.
– У нас очень хороший коллектив, коллеги отзывчивые. Пациенты благодарные. Вот только бы еще ремонт в медпункте сделали, воду подвели, а так работать можно. И нужно.
– Спустя годы я не разочаровалась в профессии. Она не героическая, просто любимая. Скоро на пенсию, но как уйти? Иду по улице, вижу своих подопечных и думаю, вот этого надо проведать, об этом узнать. Они для меня родные, мы уже как одна большая семья. Беспокоит, кто придет после меня? Что не найдут замену, закроют медпункт, а как же мои односельчане? Душа о каждом болит.