Именно так можно охарактеризовать этого замечательного человека. Рамиль Рахметов – врач общей практики Бурибаевской сельской врачебной амбулатории
Признаюсь, беседа с ним меня захватила полностью. Чувствуется, что он относится к тем врачам, которые «горят» на работе. В детстве Рамиль Зарифович мечтал стать врачом: было желание выучиться в медицинском университете и оказывать людям помощь.
Но все же признается, что в выборе своей профессии обязан родителям. «Давай, будь врачом!» – говорили они. Поэтому стремился учиться хорошо, не огорчать родителей, быть первым в учебе, спорте, старался, чтоб им гордились. С большой благодарностью он отзывается о своей маме, Зинире Шарифьяновне, ныне живущей в Степном, его родном селе, и с теплотой и светлой памятью вспоминает отца, Зарифа Мухамедьяновича.
– Рамиль Зарифович, что же повлияло на окончательное определение профессии, может, какой-то случай?
– В классе третьем или четвертом, мы ездили на речку Ташлу купаться. Тогда был случай: один из мальчишек стал тонуть – я спас его. Хорошо стало на душе. Думаю, после этой истории мне показалось, что спасение жизни людей – мое призвание.
Медицинское образование получил Рамиль Рахметов не совсем обычное.
После четвертого курса Башкирского государственного медицинского института перевелся в Самарский военно-медицинский институт на лечебный факультет и получил специальность – врач общей практики. В интернатуру поступил там же. Во время учебы был командиром отделения, старшиной курса, а по окончании получил сертификат об учебной деятельности, в звании старшего лейтенанта был направлен в военную часть Тоцкое Оренбургской области. Хотя писал рапорт о переводе военным хирургом на Дальний Восток, на станцию Вожаевка, где проходили службу в свое время его отец, дядя, земляки, но его направили в 27 мотострелковую дивизию, в 341 отдельный медицинский батальон, начальником группы психического здоровья, потом командир назначил старшим ординатором сортировочного взвода приемного отделения, врачом-хирургом.
– Были ли особые случаи в это время в вашей практике?
– Когда все идет в армии по требованиям дисциплины, то никаких чрезвычайных ситуаций не происходит. Как обычно, солдаты болеют (температура, пневмония, бронхит…), старшие командиры (кому за сорок) подходили чаще с давлением или с другими хроническими заболеваниями… В основном – только после ЧП: солдат пытался совершить суицид или ожог получил, в ногу случайно выстрелил. В руке у одного солдата граната взорвалась. Пришлось сначала самому прооперировать, но один осколок оказался глубоко в тканях, возле сонной артерии. Из-за этого пришлось перевести солдата в Оренбургский госпиталь.
Слушая такие истории из практики, понимаешь, как часто врач соприкасается с болью, которую может вынести далеко не каждый. Вот когда нужна устойчивая нервная система, внимательность, решительность и ответственность.
В 2007 году Рамиль Зарифович поступил в военную медицинскую академию Санкт-Петербурга на переквалификацию, по окончании получил сертификат военного хирурга, когда вернулся – назначили начальником хирургического отделения, командиром операционно-перевязочного взвода. Вот тогда началась полная хирургическая деятельность: операции, дежурства в госпиталях. Проходил там службу до октября 2008 года.
У военного врача в силу профессии должна быть светлая голова, доброе сердце и твердая рука. Всеми этими качествами уже тогда обладал молодой специалист Рахметов.
Военный врач вернулся в родные края, когда началось расформирование войск, и он попал под сокращение. Из 27 военнослужащих только четверо продолжили службу. Остальных перевели по оргштатным мероприятиям в распоряжение командующего округа, они продолжали нести срок службы по контракту, но дивизии уже тогда не существовало. К тому времени общий военный стаж врача был 10 лет, военный – 5, до военной пенсии ему не хватило года три-четыре.
С 1 июля 2009 года стал работать врачом общей практики в Бурибаевской сельской амбулатории, и ему дали служебную квартиру. Через пять лет молодой семье оказали поддержку и выделили помощь по программе «Устойчивое развитие села» на строительство дома. Так он построил собственный дом. И накануне Нового года, в 2014 году, семья переехала в новый дом. Это был двойной праздник для всей его семьи.
– Что является самым сложным в работе с пациентами?
– Взаимопонимание с больными, потому что каждый пациент индивидуален и к каждому надо найти персональный подход. Хотя и разработаны стандарты лечения, оказания медицинской помощи: установка диагноза и назначение лечения. Но этот человек, допустим с бронхитом, совсем другой: не тот, что был с бронхитом до этого. Доверие больного – это главное в лечении. Для этого нужно обязательно с ним поговорить, все ему разъяснить. Если он не доверяет – никакое лекарство его не вылечит.
– Поддерживаете ли вы свое здоровье? Находится ли время заниматься с детьми?
– За физическим состоянием своего организма, за соматическим здоровьем, конечно, следить необходимо. Все-таки троих детей еще надо поставить на ноги. Из них двое мальчиков – для них надо быть примером, стараться. Вечером свои «уроки» доделываю (те, что остались по оформлению документации по работе), и с младшим сыном дома в футбол играем, в шахматы иногда. Еще он любит рисовать, вырезать. С ним только заниматься надо. Старшему сыну лыжи купили – он легкой атлетикой увлекается.
– Старшей, дочке,– 12 лет, сыну, среднему – 10, младшему – 4 годика.
– Как вы совмещаете работу и семью?
– Главное, чтобы в семье проблем не было, чтоб все были здоровы, и все будет замечательно. Супруга, Рита Галимьяновна, в детском садике воспитателем работает. Приходит вечером и документацию к следующему дню готовит. Перегружены, но как-то успеваем, дети отличники оба. Отцом быть большая ответственность за то, какого человека ты предоставишь обществу. Приятно, когда говорят: «Это Рамиля Зарифовича дочка танцует, она такая красавица и отличница» или «Это сын Рамиля Зарифовича: он в инженерном классе роботов собирает», «Он шахматист, бегун», «В математике хорошо разбирается, контрольную на кубок Гагарина выполнил и больше всех баллов набрал». Приятно все это слышать. Если будет по-другому, то будет намного сложнее. Но, чтоб так говорили, надо стараться. Объяснять иногда то, что и сам не знаешь: лучше прочитать и потом объяснить.
– Строгим быть, конечно, надо, чтоб не расслаблялись.
Когда я спросила об увлечении, Рамиль Зарифович с тем же оптимизмом признался, что несколько лет не может позволить себе съездить на рыбалку.
– После работы никак не получается: истории болезни, амбулаторные карты надо заполнять, людей оформлять на инвалидность. Времени нет абсолютно!
Чувство долга и ответственности не дают ему отвлечься даже в отпуске, единственно свободном времени. Ведь его заботы и мужские руки ждет еще благоустройство дома и двора.
– О чем бы вы предупредили тех, кто собирается стать врачом?
– У каждого свои таланты, ими надо уметь пользоваться. Если хотят быть настоящими врачами – это надо всегда уметь понимать людей, логически мыслить, любить жизнь свою и своих пациентов, уважительно относиться ко всем – любить родину.
– Сейчас приходится делать операции?
– Операционной и наркозного аппарата у нас нет. По хирургической части мы лечим только то, что можно сделать под местной анастезией, обычно, связанное с кожно-подкожной клетчаткой: панариции, фурункулы, гигромы, абцессы...
– Имеет ли врач право на ошибку?
– Любой человек не имеет права на ошибку. Есть пословица: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Был случай, когда учились в Санкт- Петербурге, когда из-за маленького фурункула в области носогубного треугольника у солдата начался абцесс, т.е. заражение крови: врач части выдавил этот фурункул – солдат чуть не умер от заражения крови. Месяца два-три лежал в госпитале.
– Есть ли общий совет пациентам, так сказать, крик души?
– Я хочу пожелать пациентам: если вы заходите в кабинет врача, нужно быть всегда открытым, никаких симптомов не скрывать, на вопросы отвечать полно, четко, чтобы он мог понять, что вы хотите донести до него, то есть понять вашу логическую цепочку. Относиться с уважением и с пониманием, потому что это может быть врач и молодой, и опытный. Многие согласятся, что молодые специалисты, приступившие к работе на местах, с собой приносят современные знания, методики – этому их учат в вузе. Пациентам надо быть откровенными и доверять врачам.
– Какие плюсы и минусы в профессии? Бывает же эмоциональное выгорание.
– Очень тяжело бывает, когда из-за нехватки кадров, врач всего один. Еще трудность возникает, если диагноз поставлен, появляется необходимость направить пациента к узкому специалисту, а больной отказывается ехать. Особенно это касается пенсионеров, которые обычно говорят: «Лучше здесь буду умирать». Такое отношение очень сильно начинает «давить» на тебя, беспокоить, всю ночь думаешь: «Завтра утром я приду на работу, а она еще живая или неживая?» Приходится много из-за этого переживать, за больных своих: пытаешься помочь, а они отказываются. Многие ссылаются на отсутствие средств, тогда приходится «состыковывать» выезд в Акъяр с консультацией пациента для обследования и потом обратно привезти.
Ольга Осина, работник Бурибаевского ГОКа:
– Рамиль Зарифович Рахметов – компетентный врач не только как терапевт, как педиатр, но и как врач общей практики. Он очень внимателен ко всем пациентам: как к детям, так и к взрослым. На данный момент я находилась на дневном стационаре. Каждый день Рамиль Зарифович заходил в палаты, подробно интересовался самочувствием пациентов. Очень заботливый, грамотный, компетентный врач.
Татьяна Гапоненко, старшая медицинская сестра:
– Рамиль Зарифович работает у нас десять лет, а кажется, только вчера пришел. Он как универсал во всех делах: и хирург, и терапевт, и педиатр, и заведующий – незаменимый. С ним очень приятно общаться, он во всех делах может дать совет, как все правильно сделать, как организовать: и по документации, и вообще, как человек. Вежливый, спокойно объяснит, что хорошо, что плохо. Очень хорошо, комфортно с ним работать. Поэтому столько лет уже работаем, а это не напрягает.
Айгуль Арсланова, участковая медицинская сестра врача:
– Рамиль Зарифович очень скромный, ответственный, отзывчивый. Все положительные характеристики, что есть у человека – ему под стать. Профессионал высокого уровня, если бы еще была больница диагностически и инструментально оснащена, ему было бы легко. Он и без оборудования может «далеко увидеть» у пациента, но не хватает дополнительных аппаратов для обследования. Рамиль Зарифович «горит» на работе. Если к нему пришел какой-то больной, то он его не отпустит, пока не сделает все, что может сделать, все, что от него зависит. Без этого он спокойно домой не уйдет. Бывает, что Рамиль Зарифович работает круглосуточно, когда фельдшера скорой помощи не могут справиться – они вызывают его, он никогда не отказывает.
На сегодняшний день Рамиль Зарифович – врач с почти двадцатилетним стажем. Образован, эрудирован, талантлив, душой болеющий за своих пациентов, он обладает всеми чертами характера, которые необходимы настоящему работнику медицины. Он заслужил всеобщее уважение и авторитет пациентов, потому что сам к ним относится с особой добротой и вниманием.
За многолетний добросовестный труд Рамилю Рахметову в 2018 году присвоено звание «Отличник здравоохранения
Республики Башкортостан».