В годы начала освоения целинных и залежных земель нашего степного района ей было всего лишь шестнадцать лет. Родилась и выросла Марфуга в многодетной семье. В мае 1954 года, окончив семь классов, как и все ее сверстники пошла работать в совхоз.
- Помню была прекрасная пора. Я заканчиваю седьмой класс. Весна, насыщенная влагой, затем ежегодный летний сенокос, где обязательно участвовала, помогала родителям в заготовке сена для скота, а осенью стала труженицей полей - первоцелинницей. В те времена мы работали, не думая о том, что своим доблестным трудом войдем в историю нашей страны. Время было такое, что невозможно было просто сложа руки сидеть дома, когда кипела работа. В тяжелые послевоенные годы нужно было помогать родителям, совхозу, что и не думали о дальнейшей учебе, главное умели читать, писать, считать. Вместе со своим будущим супругом Ягануром Рахматуллиным, конечно, он был тогда молодым парнем, поднимали залежные земли, - рассказывает Марфуга Зияитдиновна.
- Трудилась прицепщиком, т.е. помощником тракториста. В мои обязанности входило смазать с помощью шприца нужные детали трактора, почистить от травы, соломы плуг или борону и прицепить их к трактору. Ах, как нам всем девчатам нравилось водить трактор. Когда тракторист отдыхал, в основном старшего возраста, то он позволял нам смело садиться за рычаги трактора и пахать землю. Молодость брала свое и нисколько не страшно было, а, наоборот, интересно. Твой железный конь, словно корабль плывет по волнам, а земля такая мягкая и у тебя захватывает дух от такого счастья. Откуда научилась? Когда рядом с трактористом находилась, видела, как все делается и, таким образом, научилась управлять рычагами трактора. И не только я, все мои подружки были самоучками, и каждая умела ездить на тракторе. Сажали в основном кукурузу и пшеницу. Работали с раннего утра до ночи, конечно, уставали. А у меня мысль в голове засела, лишь бы не сказали, что не умеет работать, поэтому старалась наравне со взрослыми, несмотря на свой юный возраст и маленький рост. Зимой работала учетчицей на молочной ферме, а весной выходила на посев, осенью на уборку богатого урожая кукурузы. Комбайн косит высокую кукурузу, а я грузчик и работаю с вилами. Сил не хватает раскидывать ее, меня засыпало, вся мокрая, но до последней 13 - ой машины упорно трудилась. Был такой жизненный момент, когда работала у другого тракториста, но вновь вернули к прежнему. Думаю почему? Оказывается, молодой тракторист Яганур попросил начальство к нему меня прикрепить, видно, приглянулась ему славная девчушка, а через три года мы поженились, мне уже было 19 лет, а ему 23 - улыбаясь рассказывает моя собеседница.
- В нашу деревню уже 23 марта 1954 года приехали молодые люди разных национальностей со всех концов страны и, кто один, а кто-то всей семьей. Расселили их по всем домам, т.е. в каждом доме жили по две, три семьи, также в самом поселке Целинном многие первоцелинники - в палатках. Одновременно быстрыми темпами строились щитовые квартиры в поселке, куда сразу же заселялись семьи, там же была построена больница.
В деревенском магазине, кроме соли и спичек, ничего не было, а как приехали первоцелинники, так сразу же ассортимент продуктов стал более разнообразный, на прилавках появилась консервированная продукция. А сколько железных коек привезли для рабочих, вся улица была заставлена ими, пока не разобрали по домам. Таким образом, сельчане разбогатели и койками. Совхоз поднимался постепенно. В самой деревни общепита в виде столовой не было. Был такой случай, заглянула к приезжим девчатам, смотрю, лепят пельмени из маленьких кусочков мясного фарша размером в головку пальца. Подумала, разве такие пельмени бывают. Выходит, да! Откуда мясному фаршу вдоволь взяться. Все жили скромно и не богато. Первое время нам, местным, было немного страшновато, полная деревня незнакомых людей, даже боялись выходить вечерами в сельский клуб, а потом привыкли. Кто-то знакомился, встретив свою вторую половинку, обзаводились семьями и оставались жить в поселке и в деревне. А когда закончилась целина в основном разъехались, остались только местные и те, кто полюбил наш край. Жили дружно, никто никого не обижал, не притеснял. Хорошие, добрые времена были.
В 1957 году на районном сабантуе мне вручили медаль «За освоение целинных земель». Медаль сняла с груди и держала в ладони, лишь бы подружки не увидели, почему-то стеснялась. Видно, чересчур скромная была. После целины долгие годы работала дояркой, затем до выхода на пенсию техничкой в магазине. Мой супруг тоже коренной валитовский парень, очень трудолюбивый, всю жизнь работал механизатором и за самоотверженный труд получил почетное звание «Заслуженный механизатор России». Как поженились, сразу же построили свой первый дом, потом с годами подняли новый. Самыми первыми в деревне приобрели автомобиль «Жигули». С супругом прожили 66 лет, воспитали четверых сыновей и двоих дочерей. Награждена медалью «Материнская слава». Сыновья пошли по стопам отца, все механизаторы. Одна дочь выучилась на педагога, другая- медицинский работник, второе ее образование - библиотекарь. Сейчас мне 86 лет, живу с младшим сыном Муниром и снохой Разилей, он занимается фермерским хозяйство, сноха работает воспитателем в детском саду.
Горжусь, конечно, что своим трудом внесла огромный вклад в развитие района и в целом страны, - с такими словами завершила свое воспоминание Марфуга Зияитдиновна.
Фото автора