Сразу несколько знаменательных событий произошло в жизни фермера, депутата, заместителя председателя Совета муниципального района Амира Шаяхметова из села Самарское
Недавно он отметил значимый юбилей – свое 60-летие, награжден Почетной грамотой Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, а в День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан».
Но это лишь часть весомых наград Амира Сабирьяновича за 40 лет работы в сельском хозяйстве, причем, всю жизнь он посвятил агрономии, остается главным технологом по производству зерна в районе и сегодня, обладает ученой степенью – кандидата сельскохозяйственных наук. Среди наград прошлых лет – Благодарственное письмо министерства сельского хозяйства Российской Федерации, три Почетные грамоты министерства сельского хозяйства республики, Почетная грамота инспектуры по сортоиспытанию. Фермерское хозяйство обладает бронзовой медалью и Дипломом Российской агропромышленной выставки за достижения в области семеноводства зерновых культур.
– Амир Сабиръянович, как вы стали агрономом?
– Я родился и вырос в селе, выходец деревни Баишево Баймакского района. Хотя отец всю жизнь был педагогом, с 40-летним стажем, меня больше привлекало сельское хозяйство. Учился в разных школах, получив среднее образование, поступил в Баймакский сельскохозяйственный техникум, который закончил, отслужив два года в армии, получил специальность агронома.
В те годы Баймакский техникум из Сибая перевели в село Яковлевка, нам пришлось поработать на стройке, заливали фундамент здания совхоза-техникума, сажали деревья… В 1979 году, после окончания техникума, работал в Белорецке, потом вернулся в совхоз, работал слесарем по трудоемким процессам в бригаде животноводов. Но хотелось учиться дальше и это желание привело меня в рабфак Башкирского сельхозинститута, где мы, более 20 демобилизованных солдат, все после техникума, учились на подготовительных курсах и работали в строительной бригаде в опытном хозяйстве вуза. После успешной сдачи экзаменов, нас приняли в институт вне конкурса, при этом назначили старостами групп или курсов, помощниками деканов. После первого курса женился, родилась дочь, жена тогда работала в минсельхозе.
После окончания института научный руководитель по дипломной работе предлагал мне остаться в аспирантуре, но я обещал вернуться через три года и поехал в совхоз «Хайбуллинский» (директором работал Ильдус Хабибрахманович Кулибаев), где, в общей сложности, 7 лет отработал главным агрономом. Потом меня перевели председателем комитета по охране окружающей среды администрации района, затем заведующим Хайбуллинским Госсортоучастком, и мне в первый год приходилось совмещать и две должности, начиная с 1994 года.
В аспирантуру поступил в 1996 году, успешно защитил ученую степень. В 2003 году Хайбуллинский Госсортоучасток закрыли, но мы еще несколько лет сами проводили сортоиспытания, показательные семинары для агрономов и руководителей хозяйств.
– Похоже, вашими усилиями госсортоучасток, все же возродился…
– В 2007 году, создав фермерское хозяйство, работали над возрождением на его базе госсортоучастка. В настоящее время общая земельная площадь составляет 3,5 тысячи гектаров, в том числе пашни – 2,7 тысячи. Производственно-техническую базу развиваем, работают в основном те же люди, у большинства по 20 и более лет стажа.
Нынче подвели под крышу здание лаборатории, надеемся, что продолжим конкурсные сортоиспытания, займемся первичным семеноводством – это новое направление в работе. Остается только руки приложить, а работы предстоит много. За последние годы мы закупили два новых зерноуборочных комбайна, надо строить как минимум, три ангара для зерна на три испытуемые культуры – яровая твердая и мягкая пшеница, ячмень, бобовые, а также в перспективе многолетние травы. Самое главное, за последние 10 лет мы укомплектовались землей, почти полностью восстановили 6-польный севооборот, а это большое дело. Также мы готовим специалиста по ведению первичного семеноводства, заведующего лабораторией, создаем штат работников примерно из 7 человек, а это новые рабочие места.
– Чем же было вызвано ваше стремление заниматься именно селекционной работой?
– Судите сами, по нашему Зауралье есть только два семеноводческих хозяйства – наше и бывшее ГСУ Абзелиловского района в статусе ООО, а хозяйств, нуждающихся в семенах, – тысячи. Многие завозят их со стороны, а это накладно.
Хотя участок перешел в частную форму хозяйствования, мы не забывали, что наша задача, все-таки, конкурсное сортоиспытание, то есть, испытания и выведение сортов, размножение семян зерновых и других культур, адаптированных к условиям района. Не взирая на сложности, мы продвигаем эту работу, поскольку, она необходима для нашего района. Если мы сами не возмемься за семеноводство, то никто это дело за нас не сделает. Только плохо, что наше дело не поддерживается, не субсидируется государством.
Производить семена необходимо, ведь они имеют свойство стареть. Куда пойти фермеру, если из 5 опытных хозяйств осталось только одно - Оренбургское. Закрылось единственное ОПХ в Зауралье. Надо бы, чтобы к семеноводству подключилось хотя бы еще одно хозяйство в районе.
– Можно ли говорить о каких-то результатах или еще рано?
– Россельхозцентр официально выдал нам сертификат на ведение семеноводческой деятельности, все находится под жестким контролем. Так и должно быть, везде нужен порядок. Работаем вплотную со всеми службами республики.
В прошлом году мы произвели 1300 тонн чистых семян, в этом – около 900 тонн. Примерно 30 процентов из них мы оставляем в своем хозяйстве, остальное реализуем, основные потребители – хозяйства нашего района, Баймакского, активно начали работать с нами Зилаирский совхоз, Абзелиловский и степная часть Зилаирского района. Причем, интересуются нашими семенами и из других районов, ведь мы работаем на конкретное хозяйство, чтобы оно получило пользу, оправдало затраты высоким урожаем.
В последние годы сделаны хорошие продвижения в возделывании яровой твердой пшеницы в районе. Так, площадь твердых сортов доведена до 21 тысячи гектаров, мягкой сорта Учитель – около 20 тысяч, ячменя Анна– 8-9 тысяч. Это районированные степные сорта, адаптированные к местным условиям, лучше их нет и, возможно, не будет в ближайшие 10 лет. Сортоиспытания занимают много времени, например, если в следующем году мы начнем заниматься этим делом, то пройдет по крайней мере 5-6 лет, пока мы найдем сорт, подходящий для наших условий, пока его внедрим – еще 4-5 лет. То же самое и с нутом, который в последние годы становится востребованной бобовой культурой. Он высоко ценится на рынке, так как дефицитной продукцией, у него небольшой ареал возделывания, то есть, не везде растет и дает урожай.
– Ваши прогнозы на урожай в следующем году.
– Уходящий год был для полеводов благоприятным, но предыдущий – еще лучшим, совпадает с 1986 годом, то есть, один раз за 30 лет мы получаем рекордный урожай. Будущий 2018-й, по-моему, будет чуть похуже по урожаю, но, думаю, не менее 10 центнеров зерна с гектара мы получим. Но будем стремиться к лучшему. Каждый год имеет свои особенности, по-своему напряженный.
Нынче мы заложили качественные семена. Коллектив работает слаженно, но стареет, люди уходят на пенсию, принимаем других, но качественный состав желает лучшего. Молодежь не особо рвется в сельское хозяйство, хотя зарплата выплачивается стабильно, только зерном мы выдали по 5 тонн на постоянного работника. 137 пайщиков в течение двух лет получили по 4 центнера зерна. Отрадно, что нам помогает все село, как в былые времена, во время посевной, уборки урожая.
– Какую из наиболее наболевших проблем фермеров вы можете обозначить и что посоветуете им?
– Наиболее острая на сегодняшний день – проблема реализации зерна. Сегодня, как раньше, нет регулирующего органа между поставщиком и заготовителем, мало стало элеваторов, частные предприятия диктуют свои цены. Фермеры находятся в зависимости от них, а также перекупщиков зерна. Думаю, что это явление временное, порядок в этой области, наверное, должны навести, ведь живем уже в другом веке.
Фермерам надо самим подтянуться, осваивать новые земли, заниматься кооперацией и т.д.
Конечно, все за один раз не получится, техника и оборудование дорогостоящее. Например, в этом году мы купили комбайн, который стоит около 6 млн. рублей, немало средств нужно вложить на строительство лаборатории. Пока обходимся без зерноочистительного комплекса, но с увеличением посевных площадей без него будет сложно. Надо бы отойти от всего допотопного, приобретать новое.
Производим зерно в Самарском, а зерносклад арендуем в Макане, затрачиваем столько средств на перевозку зерна. А надо строить свою базу, и не один склад, а под каждую культуру отдельно. Как видите, на мой век работы хватит.
– Как вы успеваете одновременно выполнять и общественную работу?
– Надо успевать во всем, в том числе и в общественных делах. Ко мне, как депутату районного Совета поступают различные наказы избирателей, в основном общественно-значимые. Многие из них претворяются в жизнь, благодаря поддержке администрации района. Скажем, в деревне Бузавлык начат капитальный ремонт сельского клуба, строится мост в селе Самарское, прорабатывается вопрос строительства моста у деревни Рафиково. Детские площадки появились в Самарском, Бузавлыке.
В Совете возглавляю постоянную комиссию по аграрным вопросам и экологии. Поднимаются всесторонние проблемы, касающиеся загрязнения рек, пастбищ, спорные вопросы по распределению земли, арендной плате и другие.
- Спасибо за интервью, еще раз поздравляем с достижениями, желаем претворения в жизнь всех замыслов.
Весомый опыт, авторитет среди хозяйственников позволяют ему быть профессиональным консультантом для фермеров, особенно начинающих, часто выступает с рекомендациями на районных семинарах. Он в постоянном контакте с ученым миром – с научно-исследовательскими институтами, опытными хозяйствами. «Даже один дельный совет дорогого стоит, он может перевернуть с ног на голову годовые усилия, но зато дела пойдут в гору»,– говорит ветеран труда.