Семейное дело Баймухаметовы открыли 16 лет тому назад на основе личного подсобного хозяйства одними из первых в деревне и с тех пор, не взирая на проблемы, возникающие на пути становления, прикладывают все усилия, чтобы сохранить свой не простой бизнес.
В хозяйстве уже была и скотина, и птица, приобрели старую технику, на паевых землях начали выращивать ячмень. В 2012 году появилась возможность заниматься овцеводством по программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств». Получив грант от государства, глава хозяйства закупил 50 племенных овец Романовской породы.
Он и его семья, конечно, были готовы к трудностям, отремонтировали старую ферму, каждый год сами заготавливают сено и зернофураж, словом, создают все условия для животных, но, в то же время, даже не предполагали, что сложностей будет значительно больше.
– К сожалению, было большой ошибкой приобретение именно этой породы, – сокрушается фермер, – оказывается, Романовские овцы были завезены в республику с другой области России, не адаптированы к нашему суровому климату. Но этого требовали условия программы, мы брали то, что нам предлагали, не зная о последствиях. Получив грант на 600 тысяч рублей, мы внесли еще 400 тысяч своих средств, но в течение нескольких лет подошли к черте банкротства, так как поголовье не пополнялось, ягнята плохо выживали в зимний период. Поэтому в последние годы постепенно менял отару на чисто курдючную породу, приобрел баранов, овец, но для этого пришлось продать часть техники, сельхозинвентаря. Отступать было некуда, ведь когда-то все мы начинали с нуля… Надеюсь к следующему году полностью обновить поголовье. С запасом заготовили корма на зиму.
Сегодня дела в хозяйстве налаживаются, в его отаре более 200 овец, каждый год получает порядка 60-70 ягнят. Мясо реализуют сами, без посредников, на рынках, к ним обращаются односельчане, приезжают из соседних сел и деревень.
– У нас семейный бизнес, все делаем сами, – продолжает Рафаил Махмутьянович, – правая рука – жена Рамзиля Рафкатовна, которая и бухгалтер, и экономист, и домохозяйка, а зимой ухаживает за ягнятами. Сейчас она на пенсии, была фельдшером в медпункте, 22 года – социальным работником. Сыновья Ильмир и Ульфат работают по вахте в «Башкирской меди», помогают поочередно во всех делах. На них вся опора, хотя приходилось, порою, нанимать и сезонных работников. Если поддержит государство, хотелось бы и в дальнейшем заниматься мясным скотоводством, но на основе выращивания крупного рогатого скота, что намного выгоднее овцеводства. Начинать самому заниматься КРС мне не по карману, хотя опыта у нас хватает, есть все условия. Субсидию не получаем, все, что мы зарабатываем, хватает на солярку, налоги и взносы в пенсионный фонд, нужно и гербициды приобретать…
– Меня тревожит и другая проблема, – говорит фермер. – Третий год не могу оформить земли в собственность. Проблема, наверное, общая для всех фермеров, земельные паи, принадлежавшие умершим, никто не оформляет по наследству, приходится бегать самому по дворам. Из-за одного человека невозможно оформить полностью всю площадь. Об этом все знают, неоднократно вопрос поднимался на совещаниях. Например, один фермер оформил земли 20 пайщиков, вложил немало средств. Но одного человека из числа пайщиков не стало, пришлось документы оформлять заново. Некоторые вообще отказываются от земельного пая. Надо бы решить данную проблему, чтобы фермеры без проволочек могли работать.
Сегодня полеводство стало большим подспорьем для фермера. В этом году он засеял около 200 гектаров своих и паевых земель, получил неплохой урожай – в среднем по 20 центнеров. Уборку провел своими силами, рассчитался с пайщиками, осталось зерно и на реализацию. Урожай идет и на бартер, по сходной цене обеспечил своих односельчан. Качественные семена приобрел, в следующую весну остается только протравить и сеять.