«Я себя нашел. И в деревне живу не как временщик, а как один из ее тружеников», – говорит фермер Фарит Кускильдин
Были времена, когда практически во всех крупных сёлах района успешно работали большие совхозы. Но в конце прошлого века все они распались. Не избежал этой участи и совхоз «Таналыкский», позже одноименное МУСП. При реорганизации хозяйства руководитель одного из его отделений Фарит Кускильдин не уехал из деревни, не бросил своих односельчан, а организовал СПК «Заря» и стал индивидуальным предпринимателем, а затем и фермером.
Ныне Фарит Юмабаевич не только крепко стоящий на ногах хозяйственник, но и человек, искренне болеющий душой за свою деревню, за своих односельчан, стремящийся в любой ситуации прийти им на помощь.
Как он сам вспоминает, деятельность начал в августе 2006 года вместе с еще одним, теперь также успешным фермером деревни Владимиром Погореловым. Получив земельные паи в д.Новоукраинке, где они проживают, и арендовав земли 6-го отделения хозяйства, предоставили рабочие места бывшим работникам предприятия и жители деревни стали работать у начинающих фермеров.
Должна заметить, что в разговоре мой собеседник ни разу не сказал «я», пояснив, что с уважением к своим работникам всегда говорит только «мы», что значит «бригада».
– После банкротства предприятия его имущество мы с Погореловым никому не дали распродать. Арендовав помещения совхоза – базы, склады, гаражи, технику, стали предпринимателями, – продолжает разговор Фарит Юмабаевич. – Также взял в аренду 1410 гектаров земли, из них 300 га – пастбища, сенокосные угодья и 450 га – пашни. Позже это имущество – тракторный гараж, дойный гурт на 200 голов, базу, технику и другое, выкупили. Правда, пришлось брать большие кредиты, но не боялись, знали что справимся. Трудности начального этапа – закуп дизтоплива и семян. Здесь выходили из положения опять-таки беря кредиты.
За эти годы были тяжелые моменты – засуха 2010, 2011 и 2014 годов. Но были и хорошие года, урожайные. Несмотря ни на что, наше предприятие функционирует уже более 10 лет.
На вопрос, что представляет хозяйство сегодня, отвечает, что если ранее сеяли до 1000 гектаров, то в связи с засухой посевные площади уменьшили до 450, из них по 100 гектаров занимают овес и пшеница, 250 – ячмень. Есть крупный рогатый скот, причем коровы, чтобы вырастить здоровый молодняк, все подсосные, ходовый товар – овцы, число стада доходит до 100 голов. Ранее занимались и коневодством, но в связи с участившимися кражами лошадей, поголовье ликвидировали, сделав упор на КРС. В ближайших планах обновить и расширить посевной клин до 600 гектаров, увеличить поголовье КРС до 120-200 голов. Благо и помещения есть, и корма, и люди.
Кстати, в хозяйстве Кускильдина сеют пшеницу мягких сортов. Обходятся своими семенами или для улучшения сортовых качеств меняются с соседними предприятиями – ООО «Таналык» Николая Фунтикова и «Таштугай» Ильдара Рахмангулова. Выгодной культурой является и овес, если продавать населению на корм для скота, так как сегодня многие сельчане содержат в личном хозяйстве лошадей, овец.
В сельхозпредприятии трудятся десять человек: механизаторы, скотники, разнорабочие. Заработная плата в среднем 10-15 тысяч рублей, в период посевной и уборки может дойти и до 25. Для деревни деньги вполне приличные. Часть суммы, чтобы содержать личное подсобное хозяйство работника, выдается натуроплатой.
– Коллектив у нас стабильный, дружный, работники добросовестные. Когда начинал, в основном все были среднего возраста, теперь многие уже ближе к пенсии или пенсионеры. С первого дня трудятся механизаторы Фаниль Арсланов, Рим Сафин, животновод Владимир Сапожников, водитель Валей Карагулов. Моя супруга Минзаля отвечает за все вопросы бытового плана, она бессменный повар бригады.
Радует, что подтягивается и молодежь. Недавно сын Ильгиз, ставший моим первым помощником, переехал сюда из Сибая и, открыв свое дело, занялся фермерством. Теперь, закупив ему свинопоголовье для развития бизнеса, учу правильно хозяйствовать. В свое время и мы с супругой жили за счет разведения свиней.
Также к нам пришли сварщик Евгений Корепанов, водитель Вакиль Арсланов, механизатор Фаниль Исламов. Вот и мой сосед Салават Сулейманов зарегистрировал крестьянско-фермерское хозяйство. Значит, будет кому работать дальше.
Если не бояться работы, и в деревне можно жить в достатке. Захочешь – заработаешь, – убежден Кускильдин, – нужно только вставать пораньше, тогда и на отдых хватит, и на хорошую машину. Вот сегодня многие, особенно молодежь, уезжают в поисках «мешка с деньгами» в дальние края, но таких легких денег, хотя на самом деле они такие же трудные, как мне кажется, на жизнь не хватит. Лучше начинайте с малого, и все у вас будет. Не говорю, что будет гладко, трудности, конечно, есть, но это временно.
Посмотрите, у нас в деревне люди неплохо живут – скотину, птицу держат, огород сажают. Излишки продукции –масло, овощи, огурцы, капусту, картофель, у них беру в бартер на корма или по рыночным ценам на реализацию. Они у меня – сено, зерно, мясо, муку. Выгода обоюдная.
– А как налажена реализация продукции вашего хозяйства, – интересуюсь у фермера.
– Зерновые в основном через Сибайский и Новоорский элеваторы, порядка 40 процентов урожая продаем населению нашего, а также Зилаирского и Баймакского районов. Конечно, реализация населению тяжеловата, но выгоднее, чем через элеватор. При этом продукцию сами доставляем по району – и частник доволен, и у нас свои постоянные клиенты, которые берут не мешками, а тоннами. Мясо также реализуем в Оренбуржье, где есть оптовые покупатели, продаем населению, у которого особым спросом пользуется баранина. Так что овец держать очень даже выгодно. Выращиваем на продажу и птицу – гусей, уток, есть своя пасека в лесной зоне района. Продаем товар пока не достигнем его окупаемости. Затраты нужно вернуть. Тут надо хорошо знать рынок, иногда требуется и подождать, чтобы выгодно реализовать. У меня свои надежные клиенты в городах Уфа, Стерлитамак, Орск.
– Работающим на земле предусмотрены различные меры государственной поддержки. Вас они коснулись?
– Никогда не был участником каких либо программ. Обходился своими сбережениями и заемными средствами. Государственный грант или субсидии это хорошо, но их получатель должен выполнять обозначенные свыше условия. А я хочу жить своей головой. Спасибо, что государство выделяет субсидию на приобретение горючего. Мы, конечно, сможем закупить дизтопливо и сами, но тогда провести посевную и уборочную кампании будет трудновато. Надо и технику ремонтировать, и запчасти покупать.
– Кстати, о технике. Есть проблемы в этом плане?
– Техника у нас хоть и не новая, но вся на ходу и в достаточном количестве. Есть трактора МТЗ-80, Т-25, ДТ-75, сеялочные и сенокосные комплексы, комбайны, автомобили КамАЗ и Газель, служебный внедорожник. Пока не вкладываю миллионы в новые машины, стараемся содержать в должном виде технику проверенную, надежную. Поэтому для лучшей сохранности после посевной или уборки все агрегаты сразу ремонтируем, чтобы были готовы к новой кампании. Обновление машинно-тракторного парка в планах есть, хочу приобрести более современную технику для полеводства, но рисковать, как и брать большие кредиты, не собираюсь. Надеюсь, что прибыль все-таки пойдет и тогда и людям на достойную зарплату хватит, и на новые трактора.
– Говорят полеводство, разведение скота–это бизнес медленный. А вы как считаете?
– Действительно, в этой отрасли сиюминутной отдачи от вложенных средств не получится. И с этим приходится считаться. Еще многие говорят, что разведение скота бизнес невыгодный. Не знаю, кому как, но мне – выгодный. Да, он живой, и в отличие от техники требует ежедневного ухода. Это как бы живые деньги, до поры до времени лежащие в кассе. Для меня не проблема взять под скот у поставщика необходимую денежную сумму, порой и весьма крупную.
– Чему научились, став фермером?
– В первую очередь работа на земле научила зарабатывать, планировать, все успевать. Нам деньги зазря никто не платит, мы их делаем сами. При этом, если не будешь ценить, уважать, поддерживать свой коллектив, ничего не получится. Если к тебе рабочие сами не идут, значит, ты плохой фермер. У меня с этим проблем нет. Людей со стороны не ищу, кто приходит, берем практически всех. И механизаторы нам нужны, и строители. Главное, надо самому вставать пораньше и за дело браться. Условия для жизни есть? Есть! Значит надо быть оптимистом и верить в себя. Понял, что в работе обязательно нужно ежедневное планирование, у меня за эти годы план уже в голове.
Фермера с жителями деревни связывают добрые отношения. Он никогда не отказывает им в какой либо помощи – выделяет технику для расчистки улиц, перевозки грузов, оказывает материальную и другую помощь. К примеру, начиная с 2007 года, в Новоукраинке при финансовой поддержке Фарита Юмабаевича дважды провели довольно таки затратное мероприятие – праздник «Здравствуйте односельчане!», в подготовке к которому благоустроили деревню, провели дорожные работы. Почти ежегодно приглашает для новоукраинцев и жителей родной деревни артистов Сибайской и Нефтекамской филармоний, башкирского драмтеатра во главе с нашим земляком Хурматом Утяшевым, которые и под открытым небом выступают ничуть не хуже, чем на большой сцене.
– С мая этого года взял на себя оплату за воду многодетных семей своих работников, в среднем это 500-700 рублей в месяц на семью. В год для семьи уже большая экономия. При выходе на пенсию дарим сертификат на 10 тысяч рублей на сельхозпродукцию, ежегодно помогаю одной русской и одной мусульманской семье. Ранее, для поддержки начинающих работников, выделял им по одной голове скота, – продолжает разговор Кускильдин. – Зачем? Знаете, если отдать, то у меня не убудет, а людям приятно. Там, где живешь, обязательно нужно поддерживать население. Об этом я говорю и другим фермерам.
– Фарит Юмабаевич, вот уже более 10 лет вы являетесь депутатом местного совета, активным участником курултайского движения. Что тревожит жителей деревни?
– Если быть точным, то у меня свыше 12 лет депутатской деятельности. Граждане, которые могут обратиться ко мне и днем и ночью, поднимают самые разные вопросы. Приходилось и дебоширов успокаивать, и психологическую поддержку оказывать, и дельный совет давать. Все важные вопросы для деревни поднимаем на сходе граждан, совместно с администрацией поселения смотрим, сможем ли их решить. Так, по наказам жителей отсыпали дорогу до Подольска, огородили кладбища и произвели окраску изгороди, в канун Дня Победы этого года установили детскую площадку, приобрести которую помогло поселение. Для нас важно установить на насосной станции частотный преобразователь, регулирующий подачу воды и отключение электроэнергии, произвести замену порядка 500 метров действующего, но устаревшего, водопровода. Ну и самый больной вопрос – реконструкция моста Новоукраинка-Таштугай. Как знаю, наши, деревенские, никого не докучают жалобами. Все вопросы решаем здесь, на местах. И эти постепенно решим.
Хотел бы остановиться и на таком моменте. Сегодня как никогда важна проблема привлечения молодых кадров на село. А для этого нужно, чтобы были рабочие места, благоустроенное жилье, социальные объекты. Нам надо показать, что жить и работать на селе можно и престижно. А на деле на селе закрываются школы! Разве поедут молодые семьи в такие деревни?! Уходит учитель, и мы сразу теряем два работника – педагога и его супруга. Школы обязательно нужно сохранить!
– Ваша деревня была участником республиканской программы «Трезвое село»…
– Что скрывать, пьют в деревнях. И у нас такое бывало. Когда узнал о программе, сразу возникло желание в ней поучаствовать. Собрали сход граждан, объяснили, что те, кто спаивает народ, занимаясь изготовлением и продажей спиртосодержащей продукции на дому – преступники, так как они, по сути, уничтожают коренное население. Жители меня поддержали. Сегодня у нас практически не пьют, от силы пару человек.
– Что можете сказать в назидание другим фермерам и тем, кто только подумывает начать свое дело на земле?
– Для фермера главное не терять бодрости духа, быть оптимистом и жить девизом «Только вперед!». Тяжелые времена пройдут, а безвыходных ситуаций не бывает. Поэтому унывать не надо. Те, кто получил сегодня субсидию на развитие, а завтра закрылся – это не фермера. Из тех, у кого старания, терпения нет, хозяйственник не получится.
Бытует стереотип, что работать на земле, быть фермером тяжело. Да, так оно и есть на самом деле. Однако все же находятся неравнодушные люди, в их числе и Фарит Кускильдин, которым до всего есть дело. Своим энтузиазмом они в лучшую сторону меняют и свою жизнь, и все вокруг. Их сила воли помогает сохранить деревню, возродить некогда процветающие хозяйства, создавать новые рабочие места. А если есть работа, будет и жизнь в деревне.
Ф.Ю.Кускильдин родом из д.Урняк. Работал токарем в г.Орске, но как то приехав в гости к родственникам в Новоукраинку, прикипел душой к этой небольшой деревушке. И в 1992 г. с супругой и сыном сменил городскую жизнь на сельскую. Молодым выделил квартиру в доме на двух хозяев, где Кускильдины живут и сейчас. На «городские» деньги купили поросят, крупный рогатый скот выделило предприятие в счет зарплаты. Пройдя все этапы – слесарь на базе, электрик, скотник, бригадир животноводства, управляющий отделения, главный зоотехник, дошел до директора МУСП «Таналыкский». Заочно окончил аграрный университет в Уфе по специальности зооинженер. Женат, есть сын и дочь, подрастает внучка Ляйсан.