Руда, которая поставляется на обогатительную фабрику из шахты, содержит немало примесей. И чтобы извлечь из нее максимум пригодного, руду сначала дробят и измельчают до состояния пудры, а затем отделяют ценные компоненты металлов от пустой породы в специальных флотомашинах. Процесс этот называется флотацией.
Флотация – один из методов обогащения полезных ископаемых, который основан на способности одних частиц – гидрофильных – легко смачиваться жидкостью и отделяться от других частиц – гидрофобных. Процесс происходит в жидкой среде, которая аэрируется воздухом или в которую вводятся капельки масла.
Разделение руды на элементы происходит на границе двух разных фаз. Во флотационной установке гидрофобные частички прилипают к пузырькам газа или масла и поднимаются на поверхность, в то время как гидрофильные элементы оседают на дне емкости. Этот процесс имеет высокую эффективность и экономичность.
Самой эффективной является пенная флотация. Через смесь частиц руды с водой и специальными реагентами (пульпу) пропускают пузырьки воздуха. На поверхности образуется пена, насыщенная ценными компонентами. Эту пену затем отделяют от жидкости и отправляют на сушку.
Простейший вид флотации – мытье рук с мылом. Грязь прилипает к пузырькам и смывается.
О том, как происходит весь этот сложный и одновременно интересный процесс, не понаслышке знает Ольга Александровна Сынгизова, которая вот уже 27 лет трудится на обогатительной фабрике Бурибаевского ГОКа. Профессия флотатора здесь одна из основных. Именно благодаря их труду природный продукт очищается и обогащается на выходе.
Ольга Александровна пришла работать на фабрику, когда ей было всего 18 лет.
– После школы я поступила в Сибайский политехнический колледж. Отучившись всего год, была вынуждена вернуться домой и устроиться на работу, чтобы помогать маме. Она одна растила меня и сестру. Папа трагически погиб, когда мы были еще маленькие, – рассказывает наша героиня.
Молодая девушка начинает свой трудовой путь с машиниста конвейера. Спустя 3 месяца ее переводят на должность флотатора.
– Мне очень повезло с коллективом, в котором я оказалась. Моим учителем и наставником была мудрая женщина и очень опытный флотатор Нурия Арсланова. Она научила меня всем азам профессии. Помню свой первый рабочий день в качестве флотатора. Нурия Анваровна поставила меня у флотомашины и сказала: «Смотри. Во все глаза смотри, внимательно. Потом расскажешь свои наблюдения». И я смотрела. Всю смену! 8 часов наблюдала за тем, как пена меняет цвет, меняются размеры пузырьков, делала записи. Все это так меня заворожило. Это такая красота! – с восторгом рассказывает Ольга Александровна. – Наверное, потому, что я была еще совсем молоденькой, все называли меня «доченька» и помогали во всем, подсказывали. Вообще у нас на фабрике работают очень отзывчивые и открытые люди, готовые поддержать в любой момент.
В 2009 году флотатор Сынгизова делает вторую попытку получить образование и поступает в Магнитогорский государственный технический университет. Однако спустя два года судьба повторяется, и она вынуждена оставить учебу. На этот раз причиной стали малые дети и посменный график работы мужа, который и по сей день трудится электрослесарем в «Башкирэнерго».
На вопрос, а не возникало ли желание уйти с фабрики, Ольга Александровна с уверенностью дает отрицательный ответ.
– Когда подошло время выходить на работу после декретного отпуска, муж очень сильно меня уговаривал сменить профессию. Но как я могла? Я очень люблю свою работу и рвалась вернуться туда. Пусть она и нелегкая, может быть, не совсем женская, но это моя любимая и единственная работа, – признается она.
Прошу рассказать интересный случай, который произошел с ней на работе. Она выдает сразу два. И оба связаны с Новым годом.
– В новогоднюю ночь, когда встречали 1997 год, я была на смене. И именно в эту ночь на шахте ломается оборудование, которое перемешивает руду с высоким содержанием ценных элементов и руду с низким содержанием, чтобы в итоге на фабрику попадала руда примерно с одинаковой концентрацией. Обычно этот показатель составляет примерно 3%. Самая «богатая» руда, которую я видела, была 3,8%. А в эту новогоднюю ночь я впервые увидела руду с 10-процентным содержанием! Хоть и пришлось принимать экстренные меры, запускать второй сгуститель и руками отбивать концентрат от подъемной ленты. Материала было так много, что пресс-фильтр еле справлялся. В ту ночь план по выдаче меди был перевыполнен. Это был своеобразный новогодний подарок от шахтеров.
Второй случай связан с детьми нашей героини. В начале 2000-х еще существовала традиция в новогодние каникулы водить детей работников на фабрику, чтобы они могли посмотреть, где трудятся их мамы и папы.
– Мои дочери, придя на фабрику, попросили меня быстрее показать им «хвосты». Я, конечно, немного удивилась, но повела показывать им хвостохранилище. Они с недоумением посмотрели на меня и, расстроившись, спросили, а где же беличьи хвосты? Оказалось, что они все время, когда я, рассказывая о работе, говорила о «хвостах», представляли себе беличьи, лисьи и волчьи хвосты.
Сейчас у Сынгизовых уже взрослые дети. Живут в Екатеринбурге. Старшая работает, младшая еще учится в колледже. Когда вся семья собирается летом в родном Бурибае, то по давней доброй традиции они выезжают на Сакмару.
– Кроме вязания, я очень люблю рыбалку. Особенно мне нравится подледный лов, потому что леска не путается, – смеется она. – А еще мне всегда нравился баскетбол. Поэтому с удовольствием буду посещать секцию в новом ФОКе «Горняк».
У Ольги Александровны есть еще одно любимое занятие, которое, по ее словам, всегда помогает ей развеяться и отвлечься от проблем, когда они возникают. И снова это не самое женское занятие – вождение автомобиля.
– Дорога успокаивает. И неважно, куда она ведет. Главное, чтобы дорога была ровная и длинная, а рядом был близкий человек, – – говорит она и добавляет: – Как и в жизни
Источник https://vk.com/@-146748134-vlublennaya-v-professiu