В Правительстве Республики Башкортостан по председательством заместителя Премьер-министра Азата Бадранова прошел круглый стол по вопросам реализации государственной языковой политики в системе образования республики. В мероприятии также приняли участие представители прокуратуры, Администрации Главы РБ, Министерства образования РБ, Администрации г. Уфы, Всемирного курултая (конгресса) башкир, а также Республиканской комиссии родителей при Всемирном курултае (конгрессе) башкир.
Как отметил, вице-премьер Азат Бадранов в настоящее время в республике созданы необходимые условия для изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков Республики Башкортостан, а также родных языков Российской Федерации. Вместе с тем, от родителей обучающихся продолжают поступать обращения, касающиеся реализации их прав в области изучения родных языков. Азат Бадранов также отметил, что языковая политика — это тонкая материя, от которой зависит межнациональная гармония в полиэтничном обществе. Поэтому в образовательной среде политизация этого вопроса недопустима. По словам вице-премьера, система образования республики должна в полной мере удовлетворять потребностям ее жителей на изучение родных языков – для этого есть все необходимые ресурсы и законодательная основа.
О текущем состоянии в изучении родного языка в общеобразовательных организациях рассказали председатель президиума «Всемирного курултая (конгресса) башкир» Эльвира Аиткулова и председатель Республиканской комиссии родителей при Всемирном курултае (конгрессе) башкир Эльвира Байназарова. Они отметили, что в настоящее время встречаются случаи, когда, конституционное право на изучение родных языков игнорируется, несмотря на подачу родителями заявлений на их изучение.
Для решения этой проблемы участники круглого стола пришли к выводу о необходимости обращения в органы прокуратуры в случае, если среди образовательных учреждений наблюдается игнорирование родительского запроса. В федеральном законодательстве четко прописана норма о том, что изучение родного языка осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), случаи отказа предоставлять возможность обучения на родном языке со ссылкой на малое число заявлений являются недопустимыми.
В ходе круглого стола были также рассмотрены различные подходы изучения родных языков, включая сетевое взаимодействие. Например, школьнику из Москвы обеспечиваются онлайн уроки по родному башкирскому или татарскому языку путем сотрудничества со школой из Татарстана или Башкортостана – такой инструментарий особенно актуален для выходцев из республики, проживающих в других регионах.
Участники круглого стола отметили, что необходимо объединить силы исполнительных органов власти, прокуратуры, общественных организаций для того, чтобы соблюдались все нормы закона и обеспечивались интересы всех заинтересованных сторон в вопросах изучения родных языков.