С нашего района в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС приняли участие двенадцать человек, один из них житель села Бурибай Айса Газизьянович Саламатов.
Айса Саламатов родился в деревне Байгускарово. Окончив 8 классов Бурибаевской школы, поступил в Юлдыбаевское СПТУ на водителя, получил еще специальность механизатора. Трудовую деятельность начал в совхозе «Акъярский». Затем был призван в армию, службу проходил в Польской народной республике. После армии устроился в геологоразведочное предприятие села Бурибай. Встретил вторую половинку, женился. У молодых родился первенец – сын. В 80-м году семья переезжает в Казахстан в город Хромтау. Молодой, крепкий силой и духом Айса стал работать шахтером. В семье родился второй ребенок – дочь. В апреле 1986 года произошла страшная катастрофа - взрыв на Чернобыльской АЭС и уже в июле этого же года его вновь призывают в армию.
-В военкомате ничего не говорили, но чувствовали все, что нас отправляют как ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Когда прибыли в назначенное место, в первое время жили в палаточном городке недалеко от станции «Тетерево». Каждый день нас возили в Чернобыль. Станция дымила, потом уже ее закрыли саркофагом. Работал на машине водителем. Возил песок, щебень на бетонный завод, также для засыпки зараженного грунта. В первые дни была паника, немного страшновато было, все же радиация, но со временем обстановка улучшалась, стало спокойнее, а потом работали и работали, так что и забыли о радиации. С эвакуацией жителей города освободился детский дом и нас поселили туда. Стало полегче, потому что не нужно было уже ездить в город, все было рядом. В самом Чернобыле можно было позвонить домой, работали телеграфы, почта, магазины, бани, также хорошо организовано было питание. Питались бесплатно в любой городской столовой, они были везде, так как людей, т.е. ликвидаторов, было много. Подавали черную и красную икру, впервые в жизни попробовал ее, кормили сытно и вкусно.
В каждой столовой сидел дозиметрист, который проверял одежду, сапоги на уровень радиации, если превышало, писал все показания дозиметра на бумагу и отправлял менять одежду. Также у каждого был свой дозиметр и накопитель, прикрепленные за карман специальной одежды. Дозиметр (дневной) - авторучка показывал дозу облучения за весь день, а накопитель, состоящий из трех таблеток (Альфа, Бета, Гамма), носили целый месяц. Дозиметр нужно было постоянно заряжать.
Зараженная техника, машины, экскаваторы, также одежда подлежали захоронению, просто все закапывали в землю.
В Чернобыле досуга не было. Общался с ликвидаторами, которые приехали со мной из Казахстана. Работали весь день, уставшие ложились спать, просто не было времени на что-то другое, а если и появлялось, лучше сходить на почту написать письмо, позвонить домой и помыться в бане. Когда первый раз позвонил супруге, то первый вопрос: «Ты где находишься?».
В городе в основном работали обслуживающие учреждения и персонал, всех остальных жителей эвакуировали.
Зарплату по тем временам получали в день по 100 рублей, в результате получалась неплохая сумма.
С июля по октябрь 1986 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В середине октября вернулся домой в город Хромтау и снова стал работать на шахте. В этот же год сын пошел в первый класс, супруга трудилась медицинским работником. В 1992 году Саламатовы возвращаются в родной район, в село Бурибай. В 90-е годы произошел развал СССР, время было тяжелое – безработица. В 1996 году отучился на экскаваторщика, как раз в то время открылось Юбилейное месторождение, устроился туда и проработал там до выхода на заслуженный отдых. Конечно, дома, как пенсионер, сложа руки не сидел, трудился в северных регионах страны, в АО «Бурибаевский ГОК». Супруга работала в химлаборатории техничкой. Вырастили детей, поставили на ноги, но продолжаем их поддерживать, помогаем всем, чем можем, в воспитании внучек и внука. Работы не боюсь, буду трудиться пока есть силы, дома сидеть не хочется, - продолжает рассказывать Айса Газизьянович.
Так как призывался с Казахстана, с района никого в то время не знал, не встречал. С нашего района принимали участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 12 человек. В данное время осталось трое участников - Дмитрий Чиннов из Татыр-Узяка, Фатих Туляшев из Мамбетово в том числе и я.
Помню, по рассказам, что в 1986 году был призван с Краснодара Пантелей Малый, он работал на крыше самого реактора, скидывал стержни. В одно время в 1988 году были призваны Виктор Чекменев, Сергей Пиксаев, Дмитрий Чиннов, а Аксан Булатов проходил срочную службу, был разведчиком, он единственный награжден орденом Мужества (СССР)
Раньше мы и сами встречались у меня дома, старались быть вместе, общаться. В гостях у меня бывали Пантелей Малый, Виктор Чекменев, Дмитрий Чиннов, в основном бурибаевские. Знаю, что трое ликвидаторов уехали жить в другие города и районы.
Награжден медалями «Герой Чернобыля», «За заслуги перед Отечеством II степени», орден Мужества (Украина), а остальные в основном памятные, юбилейные. Долгие год являюсь председателем общественной организации ветеранов «Союз Чернобыль».
Чернобыль в моей памяти остался навсегда! Ежегодно нас, участников ликвидации, вспоминают, приглашают на мероприятия, организовывают встречи со школьниками, студентами, в музее открывают тематическую выставку, одним словом, нас помнят и уважают, а это для нас большая радость.
Фото автора, а также из личного альбома Айсы Газизьяновича