Вместе работали в колхозе имени Салавата на ферме: Фаузия апай – дояркой, а Фазыльян агай в разные годы – скотником, бригадиром и заведующим фермой. Фаузия апай имеет звание – заслуженный работник сельского хозяйства СССР. Сейчас они на заслуженном отдыхе.
Фазыльян агай и Фаузия апай – талантливые люди, оба поют протяжные башкирские песни. Фаузия апай спела для нас протяжную песню «Шафик».
– Фаузия апай, чем живет деревня?
– Народ у нас дружный. Когда мы решили участвовать в конкурсе «Трезвое село», в начале немного растерялись, не зная, что и как делать. Но благодаря нашему заведующему клубом Ляйсан Ишемгуловой и ее организаторским способностям, все получилось. Мы вдохновенно участвовали в мероприятиях, и это нас еще больше сплотило. Мы ездили в деревню Кадырша Зилаирского района с концертом, там нас сопровождал мулла Кадыршинской мечети, знакомил с местностью и достопримечательностями округи, мы так же посетили места силы «Пайгамбэр-ташы» (Камень Святого), и камень, на котором написано «Алла». Также жители деревни Кадырша приехали к нам с концертом, и мы показали им свои достопримечательности, в том числе родник «Зәйем», висячий мост через реку Зилаир, поднимались на гору.
Во время конкурса наш завклуб Ляйсан Ишемгулова провела «Праздник хлеба», женщины деревни приносили хлеб, испеченный своими руками.
Также запомнился День матери, где на праздник приехали наши дочери с цветами, что было очень приятно. Мероприятия в деревне проходят душевно.
Очень жаль, что деревня угасает. Если вспомнить, то в 1960-е годы в нашей школе в одном только классе учились по 30-40 детей, а сейчас в Галиахметово учится один ребенок.
– Фазыльян агай, расскажите историю деревни Акъюлово…
– Наша деревня образовалась в 1775 году. Очень давно на этих землях свои корни пустил род Усерган. Человека, который основал эту деревню, звали Акъюл. По рассказам, которые дошли до нас, деревня была большая и располагалась по обе стороны реки Зилаир. В деревне было три мечети: две с этой стороны реки, а за рекой — еще одна. Наши земли распространялись до деревень Симбирка и Чукари, там были яйляу (летники), где паслись многочисленные табуны лошадей.
У нас есть родник «Зәйем». Есть такое поверье, что Зайнулла ишан, когда прибыл в нашу деревню, повел народ к подножью горы и спросил: «Показать вам чудо?». После чего он кинул свой посох, и когда при падении посох коснулся земли, на этом месте начал бить ключ. В прошлом году сельчане вместе привели в порядок колодец, благоустроили участок вокруг, огородили и покрасили.
– Фазыльян агай, нам сказали, что вы собираете травы?
– Я собираю траву девясил. Заготовку корней девясила мы начинаем по осени. Выкапываем их после 15 сентября, к этому времени он как раз набирает силу и становится очень полезным. Корни девясила мы берем у реки и рядом с родником «Зәйем». Режем мелко и сушим для себя и своих детей. Издревле девясил считался очень целебным не только для людей, но и для лечения животных. Например, если разгоряченный конь выпивал холодной воды и при этом простужал легкие, в этой ситуации кипятили девясил и поили коня. Или на удилище наматывали корень, и таким образом, через глотание слюны, конь получал полезные вещества для выздоровления.