Все новости
Общество
25 Марта , 16:32

Песни Расимы - ее жизненный смысл

Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он Бог для широкой, свободной, ничем не стесненной любви ко всему прекрасному и земному. Вот именно таким человеком и является яркая, творческая, жизнерадостная и целеустремленная Расима Рафиковна Денисламова.

Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл

Родилась и выросла Расима в самом живописном месте Башкортостана, в Бурзянском районе в селе Старосубхангулово. В семье она была старшим ребенком, в которой росли еще два братика. По семейным обстоятельствам семья переезжает в деревню Байназарово, где маленькая Расима посещает детский сад. Затем, вновь по работе отца, семья уезжает в деревню Абдульмамбетово и девочка свою школьную жизнь начинает здесь. В первом классе среди шести мальчиков единственной девочкой была шустрая Расима. Когда училась в начальных классах, в деревню приехал известный танцор Янгали Вахитов, который всем мальчикам поставил танцы, и только по просьбе учителя, раз осталась в стороне одна девочка, он научил Расиму танцевать «Бурзяночка». Танец девочка танцевала почти десять лет и это послужило каким-то толчком для дальнейшего выбора творческого пути и развития.

- После школы очень хотела стать танцором. Прочитав в журнале «Пионер» статью о уфимском детском танцевальном коллективе, еще больше захотелось стать танцором и загорелась желанием поступить учиться.  Не зная адреса училища, на прямую в журнал написала письмо, что хочу поступить и учиться на танцора, отчего решилась написать, ведь меня никто этому не учил, - улыбаясь, рассказывает Расима. Вскоре получила ответ, что на год опоздала с поступлением в данный коллектив и мне порекомендовали Стерлитамакское культурно-просветительское училище. Затем, родители обратно вернулись в деревню Байназарово, где я училась до десятого класса. В школе училась хорошо, всегда была активисткой в спорте и в культурной жизни класса и школы. Ставила танцы и учила танцевать девочек. Однажды родители для братишек купили гармошку, они же совсем ее не трогали и не стали на ней играть. А у меня, наоборот, появилось желание научиться играть на ней. В это время в школе проходили практику молодые музыкальные специалисты, которые вели кружки по кураю, баяну, фортепьяно. Мне так хотелось научиться игре на баяне. К сожалению, родители не разрешили посещать кружки. Но у нас была гармонь и игре на ней по нотам меня научила практикантка Файляра апай Баязитова, записи делала в тетрадь, уже знала семь нот. Раньше книги были с нотами, и я сама каким-то образом научилась цифрами обозначать ноты и так уже на слух получилось играть на гармони, стала потихоньку исполнять плясовые мелодии. Этого никто не видел и не знал, разве только родители. Увидев мое стремление и способности, они мне купили уже большую гармонь. Теперь стала играть различные мелодии и петь. По партийной работе отца вновь перевели на другую должность, и мы вынуждены были переехать в другую деревню. До конца 10 класса оставалась два месяца, которые я уже отучилась в новой школе. После окончания, стал вопрос о поступлении и выборе профессии. Мечтала поступить в филологический факультет ВУЗа, так как очень много читала башкирских, татарских книг. Мои сочинения на башкирском языке были самыми лучшими, и учитель всегда их читала классу. Русский язык знала плохо, так как в школе все предметы преподавались только на башкирском языке.

 С поступлением на филфак не получилось и мы с девочками поехали поступать на физмат, конечно, уговорили подружки, хотя я эти предметы не очень-то и любила. В итоге провалила экзамены, вернулась домой. Но зато поступила в финансовый техникум и поняла, что это вообще не мое, взяла и туда не пошла. В итоге осталась неделя до учебы, а я никуда не поступила. К великому счастью, пошла вечером на танцы в сельский клуб и там директор мне говорит: «Расима, ты танцуешь, поешь, играешь на гармони, давай-ка поступай в культпросветное училище города Стерлитамака». Ее слова во мне все перевернули, я же когда - то получила письмо, где говорилось о данном училище. Нужно было найти подходящий момент и подойти к отцу, а он был очень строгий. Подошла к маме с таким вопросом, она ответила, что нужно только к отцу, потому что все важные вопросы в семье решал только он. Всё-таки подошла к отцу, когда он был более добрый, рассказала о своих намерениях, на которые он ответил: «Ладно поступай, но смотри если опять скажешь, что мне это не нравится, то пойдешь на ферму коров доить, как раз мне работники нужны». Наверное, знакомая всем фраза, а папа тогда председателем колхоза работал, -продолжает рассказ Расима Рафиковна.

На радостях поехала, поступила на хореографическое отделение училища, но не судьба была учиться. Так как заболела, меня оперировали и в результате нельзя было прыгать, бегать, а танцевальный - это движение и движение. По учебе, естественно, отстала от всех и меня вынужденно с экзаменом перевели в хоровое отделение. Хотя выбор был - хоровое либо в оркестровое, в котором были одни юноши, и я не захотела туда. Прошло шесть месяцев учебного года и мне так тяжело давалась теория музыки, я просто не понимала, тем более все было на русском языке. Конечно, получала двойки и первый курс по теории и гармонии музыки у меня, одним словом, хромал. Потом после года учебы, тех, кто плохо учился, отчислили, мне повезло, каким-то чудом я осталась. На летних каникулах преподаватель по музыке дала мне учебник, который вызубрила за лето. На втором курсе я уже вникла, стала понимать предмет и в учебе конкретно подтянулась. Задавали дополнительное задание, например, написать маленькую мелодию, сложить по нотам и сыграть ее. Самая первая все сдавала, а когда преподаватель играет мелодию, и ты ее переводишь на ноты, у меня это получалось быстро и лучше всех. Преподаватели меня стали хвалить и ставить в пример другим. Училась теперь на круглые пятерки.

Окончив успешно училище и став дипломированным музыкальным специалистом, передо мной открылись новые жизненные горизонты. В 1992 году встретила ишимбайского парня и вышла за него замуж. Свою трудовую деятельность начала в Ишимбайском районе в сельском клубе, работала и в школе. В нашей молодой семье родился сын. Но семейная идиллия не сложилась и мне с сыном пришлось уехать в свой родной район. Устроилась пионервожатой в школу села Агидель, также работала худруком в местном клубе. Тут опять крутой поворот в судьбе. В 1996 году приехала покорять чужой и не знакомый степными просторами Хайбуллинский район. Первое время жила на квартире у женщины, которая позвонила в Дом детского творчества и твердым голосом спросила: «Вам музыкант не нужен?». Директор Фаниль Нигматович Аллагулов, послушав мою игру на музыкальном инструменте, без слов взял меня на работу. Через год было желание вернуться в родной район, но обстоятельства поменялись, меня пригласили в детский сад «Йэйгор» и я осталась, устроившись музыкальным руководителем. Работала от души, старалась привить детям любовь к музыке, танцам. Детей очень любила, с творческим походом писала сценарии к мероприятиям, также часто принимали участие в различных конкурсах. В те времена интернета не было, сочиняла сценарии сама, используя необходимую литературу. Проводила платный танцевальный кружок, куда много было желающих родителей отдать своего ребенка.

 В 2015 году случайно на просторах интернета увидела информацию о песенном конкурсе, взяла и отправила две песни. Конечно, сама и не ожидала, что прошла первый тур и финал. Не было предела радости, когда услышала, что завоевала второе место. Участие в конкурсе дало мне огромный толчок для роста в творческом направлении. После конкурса «Юлдаш йыры» на меня стали выходить известные татарские поэты. Также ко мне обращались и многие башкирские поэты, например Гульнур Куватова. Один из поэтов Татарстана Фанавис Давлетбаев предложил свои стихи, в последующем к которым с легкостью писала мелодии. Прочитав его стихи, а они были душевные, я просто в них влюбилась, так они были похожи на мою жизнь и мелодии сами по себе получались.В полной тишине я начинала сочинять мелодии. Таким образом, с Фанавис Давлетбаевым мы тесно работали, и однажды он меня пригласил в Казань на свой юбилейный концерт. В тот момент испытывала двойную радость - это участие на таком важном концерте в Казани и проводы младшего сына на службу в армию. Посвятив 21 год воспитанию детей дошкольного возраста, мне пришлось уйти с детского сада.

Уже собиралась уехать в Уфу, где меня ждали в двух детских садах, но опять крутой поворот в жизни. В это время получала диплом высшего образования и это помешало резко все бросить и уехать из района. В 2018 году пригласили руководителем кружка по интересам в районный Дом культуры. Теперь уже писать мелодии стала редко и только по заказу. Написала песни для Лилии Ишимьяровой, Руслану Сайфутдиярову из Татарстана и Энже Ахметовой из Учалинской филармонии. Пишу и детские песни. Первая песня Зульхизы Салимовой, которую она исполнила в три годика. Много песен пишу для воспитанников Гульназ Фаритовны Имановой из АДШИ им. Ю.Исянбаева. Связь с татарским поэтом прервалась, хотя он меня просил не бросать писать песни. Сразу же создала вокальный ансамбль «Ассорти»,была его руководителем, а также совместно пела в ансамбле «Гөлләмә», руководителем которого была Назифа Фиргатовна Кидрасова. Теперь создала свою уже другую вокальную группу из семи человек «Етегэн», поем песни других авторов и мои тоже, также сшили сценические костюмы. В репертуаре песен собственного сочинения много, которые исполняют известные башкирские певцы, артисты РДК, да и сама пою, - рассказала и поделилась воспоминаниями Расима Рафиковна.

В ходе беседы с Расимой Рафиковной задала ей вопросы: -

-Вы творческая личность и, наверное, в этом вам изначально помогли ваши родители, теперь уже ваша семья?

- Мой папа всегда работал в руководящих должностях, но он очень любил танцевать народные танцы. Вместе с ним ходили в клуб на репетиции, а потом он сказал, раз дочь ходит, то я не буду. Мама по профессии зоотехник, а братишки совсем другие, хотя младший тоже любил танцевать. Мои сыновья, конечно, не пошли по моим стопам, но каждый из них творческий. Старший сын Айнур с детства любил лепить человечков из пластилина, особенно солдатиков, и у него это получалось так красиво. Хотел стать историком, потому что любил читать историю, смотреть исторические передачи и фильмы, но не получилось. В данное время по своей профессии работает в ООО «Башмедь», он окончил Университет науки и технологий МИСИС г. Москвы.  А вот у младшего Тимура от меня есть какие -то способности. Он танцевал, участвовал в танцевальном конкурсе «Баик», где завоевал первое место. Когда учился в интернат-гимназии, танцевал в ансамбле «Сармат», также в районном ансамбле «Сизэм». Играет на гитаре, поет.  Он выбрал медицину, окончил медицинский колледж.

Живет со снохой в Уфе, работает в частной лечебной клинике. Супруг Зуфар поддерживает и понимает, мне с ним просто повезло.

- Что для вас значит быть счастливой? В чем оно заключается?

- Для меня счастье заключается не в деньгах, счастье я вижу в своих детях, семье, любимой работе и быть здоровыми, живыми. Рада, что со мной рядом живет моя мама, папа, к сожалению, покинул этот свет, когда ему было 40 лет.

- Откуда у вас берется столько вдохновения?

- Хочу отметить, что вдохновение приходит на эмоциях. Если тебе плохо или наоборот – хорошо, то писать песни и стихи очень легко, быстро и как-то от души весь процесс идет сам по себе. Каждый выход на сцену для меня волнительный. Начинаю петь, и все проходит, уже уверенно смотрю на зрителей. 

- Какой по характеру бывает творческий человек?

- Творческий человек он эмоциональный, мягкий, ранимый. Любит все красивое, редко замечает плохое.

Для творческих людей любовь зрителя - самая большая радость.

- Не думали заняться дополнительной деятельностью?

- Работать на себя думала и пробовала. Конечно, хотелось бы параллельно быть тамадой, проводить праздники. Понимаю, что это очень упорный труд, творческая работа на все сто быть всегда разнообразной, чтобы иметь больше заказов на мероприятия.

- Какие у вас увлечения, хобби?

- Люблю вязать, шить, изготавливаю сильтэр, кашмау, но абсолютно на такие занятия не хватает времени. Стараюсь сажать огород и цветы.

- Вы творческий, но одновременно и духовный человек. Одно, другому не мешает?

- Встать на путь Намаза привела страшная вирусная инфекция- коронавирус. Когда вся семья заболела и уже от безысходности обратилась за помощью в исцелении к Всевышнему. В доме был Коран, и я стала читать молитвы, хотя и не умела, как могла. Дала слово Аллаху, если вылечимся, то стану на путь имана т.е. исламской веры. Конечно, после продолжительного лечения продолжались проблемы со здоровьем, частые приступы и я уже полностью ушла в религию, научилась читать суры, намаз. Намаз читаю пять раз в день, и это мне не мешает работать, творить. Конечно, на концертах снимаю платок, так как работа требует этого, но прошу у Всевышнего прощения. Продолжаю получать в этом направлении более углубленные знания на онлайн-занятиях, имею соответствующий сертификат и даже учу этому других. И самое важное в моей жизни, это - музыка, песни, без сцены не представляю жизни.

                                    Достижения и награды

Лауреат II cтепени Открытого республиканского конкурса «Юлдаш йыры» -2015 г

 

Лауреат II cтепени регионального конкурса самодеятельных композиторов «Мелодии моей души – Күңелем моңдары» -2018 г.

 

Лауреат I cтепени открытого конкурса исполнителей башкирской песни и кураистов на призы им. заслуженного артиста РБ С.А.Абдуллина, народной артистки РБ М.И Галеевой, заслуженного работника культуры РФ и РБ Н.Т.Хасанова- 2018 г.

 

Лауреат международного фестиваль-конкурса самодеятельных композиторов "Яшь йорэклэр" г.Казань-2020 г

 

Лауреат I степени Всероссийского онлайн  конкурса –фестиваля "Серпантин искусств".

 

Лауреат II степени I Международного конкурса- фестиваля исполнителей башкирской и татарской песен имени Хании Фархи «Онотолор тимэ»-2022 г.

 

Лауреат II степени VIII Межрегионального конкурса исполнителей мунажат, насихат и сур Корана в поэтической обработке Маулита Ямалетдинова- 2023  г.

 

Победитель IX межрегионального фестиваля исполнителей духовной песни «Иман нуры»- 2023 г.

 

 

Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Песни Расимы - ее жизненный смысл
Автор:Гульсасак Нигматуллина
Читайте нас: