Все новости
Общество
11 Июня 2019, 10:19

Встречая инвест-сабантуй

Локомотив развития Зауралья – железная дорога

Локомотив развития Зауралья – железная дорога
В нынешнем году инвест-форум по решению правительства Башкортостана проводится в формате инвест-сабантуя, в его преддверии предлагаем данную статью и просим наших читателей высказаться по этому поводу.
Башкирское Зауралье занимает примерно треть территории республики – 40 тыс. кв.м. Территория объединяет город Сибай и семь районов: Абзелиловский, Баймакский, Бурзянский, Зианчуринский, Зилаирский, Учалинский, Хайбуллинский. Регион богат полезными ископаемыми – встречаются месторождения золота, медноколчеданных руд, залежи хромитов, марганцевых руд, строительных камней, облицовочных и поделочных камней, вроде яшмы. Их добычу ведет главный промышленный гигант – «УГМК-Холдинг», в который входят Сибайский, Бурибаевский и Учалинский ГОКи, ОАО «Башкирская медь».
Кроме того, территория имеет высокий туристско-рекреационный потенциал, здесь живописная природа, популярные водные маршруты по реке Белой, развитая система санаторно-курортных учреждений, уникальные предпосылки для развития туризма и агротуризма – Башкирский государственный заповедник, Капова пещера, множество памятников природы и истории, на территории находится около 600 сел и деревень.
В Советский период экономика Зауралья развивалась стабильно. Передовая горнодобывающая промышленность, развитые сельское хозяйство и лесопромышленный комплекс были флагманами в своих отраслях, точечно развивалась и лёгкая промышленность, однако, в Башкортостане перестроечный каток особенно сильно прошёлся именно по Зауралью. Сегодняшнюю депрессивность региона специалисты объясняют, в первую очередь, удалённостью от административного центра – города Уфа, большими расстояниями, недостаточным развитием транспортной инфраструктуры, низким уровнем газификации, дефицитом электроэнергии, горным рельефом, затрудняющим транспортное сообщение. Сельское хозяйство не развивается из-за неблагоприятных природно-климатических условий: бедности плодородного слоя почвы, часто повторяющихся засух, низких среднегодовых температур. По большинству основных показателей социально-экономического развития, территория существенно отстала от республиканских. Уровень зарплаты на 20% ниже, безработица, низкое качество жизни, высокие заболеваемость и смертность, низкая продолжительность жизни, отсутствие в больницах узких специалистов, плохая экология из-за выбросов горно-добывающих предприятий в реки солей тяжёлых металлов… С конца 2018 года сюда добавился ещё смог диоксида серы с законсервированного Сибайского карьера. Как следствие, высокий миграционный отток населения.
Так долго продолжаться не могло, и в 2011 году была принята Среднесрочная программа развития Зауралья. На её реализацию за пять лет было направленно 36,8 млрд. рублей, из них около 19 млрд. рублей вложили в предприятия. Среди ключевых задач: рост средней зарплаты с 13,4 тыс. рублей в 2010 году до 23,3 тыс. рублей. В 2015 году увеличение объема отгруженных товаров в 1,7 раза, инвестиций в основной капитал в 1,2 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства – 1,5 раза. Планировалось создать более 8,4 тыс. новых рабочих мест и снизить тем самым уровень безработицы до 1,4%.
По итогам Стратегии достигнуты определенные положительные результаты. Но, как комментировал ее итоги тогдашний глава Башкортостана Рустам Хамитов, не удалось достигнуть главного: в Зауралье так и не сформировалась территория опережающего роста. В связи с чем правительством было принято решение о продлении программы развития региона вплоть до 2020 года. Каждые два года проходил инвестиционный форум с участием предпринимателей со всей России, в 2016 году его посетили более 2,5 тыс. предпринимателей, а в 2018 году, к примеру, не хватило мест в гостиницах и в санатории-профилактории города Сибая и санатории «Талкас». Городским властям пришлось размещать гостей даже по квартирам.
Согласно новой редакции Стратегии, в аграрном секторе предусмотрено увеличение посевных площадей твердых сортов пшеницы в 1,5 раза – до 40,9 тыс. га к 2020 году, создание селекционно-семеноводческого центра на базе СПК «Красная Башкирия», посев высокостебельных культур рапса, нута, льна. Такое же развитие должно получить и животноводство. В области развития промышленности Учалинским ГОКом и ОАО «Башмедь» запланированы строительство новых рудников и разработка горнорудных месторождений. Инвестиционная компания «Бурзянский кластер» и ООО «Юлбарс» намерены создать и развить к 2020 году туристический кластер «Бурзянский».
Кроме того, «дочка» группы Lasselsberger, компания «Цемикс», приступила к строительству в Абзелиловском районе цементного завода. Еще один завод намерены построить в Сибае ЗАО «Сычуаньская компания по охране окружающей среды Цзюньхэ». Также ранее сообщалось о планах лесопромышленной компании «Селена» запустить производство заготовок из древесины для мебельной промышленности Китая в Бурзянском районе.
Однако, несмотря на все принимаемые меры, в Зауралье сохраняется отток населения, он даже вырос за последние годы. Если в 2010 году на территории проживало 344,27 тыс. человек, что составляло 8,5% от населения республики, то сейчас число жителей сократилось более чем на 20 тыс. человек.
В книге ветерана БМСК Хуснуллы Нутфулловича Хамитова «Слово о горняках Сибая» есть такие строки: « …14 января 1987 года началось строительство железной дороги Сибай-Подольск-Бурибай. Состоялся торжественный митинг. В 9 утра заиграл оркестр. Открывая митинг, первый секретарь горкома партии М.К. Резбаев подчеркнул важность железной дороги для всего Зауралья, «Трест Магнитогорсктрансстрой и их коллеги из Казахстана вели строительство железной дороги в сторону Подольска. К сентябрю выполнен большой объем работ – построены малые искусственные сооружения (мосты на низинах для прохождения талых вод) на 14 километрах, уложено земляное полотно на 10 километрах, на первых 5 километрах уже были положены рельсы. Только за 5 месяцев освоено более 2 млн. рублей. Но, Стройбанк СССР тормозил открытие финансирования строительства железной дороги Сибай-Подольск-Бурибай. А Госплан СССР остановил выделение ресурсов». На наши запросы пришёл ответ, в котором было сказано: «В связи с необходимостью концентрации капитальных вложений на особо важных объектах строительства (возможно для устранения последствий взрыва на Чернобыльской АЭС – предположение авторов) министерство цветной металлургии представило Совету министров СССР предложение по прикрытию (консервации) строительства в 1988-1990-х годах ряда крупных объектов страны. В числе предложений указано Подольское месторождение и железная дорога Сибай-Подольск-Бурибай. (Была остановлена работа по сооружению железной дороги и со стороны н.п. Сара Оренбургской области – примечание автора).
Таким образом, деятельность комбината на десятилетия была обречена на существование за счёт руд подземного рудника Александрийского месторождения и других мелких месторождений Баймакского района и всевозможных поставок со стороны», – с горечью продолжает Хамитов.
В такой ситуации только возобновление строительства железной дороги Сибай-Сара является панацеей от всех бед. Надо заметить, что железная дорога необходима ОАО «Башмедь», которая вынуждена возить миллионы тонн продукции на большегрузных машинах из Хайбуллинского района в Сибай или в поселок Сара Оренбургской области, разрушая дорожное полотно, где груз отгружается и доставляется по железной дороге в Свердловскую область и Санкт-Петербург.
В Сибае имеется крупнейший в Башкортостане элеватор, где есть мельница производительностью 300 тонн зерна в сутки. Думаем, что в целом, отправка готовой продукции через станцию Сара даст значительный экономический эффект.
Выиграет также флагман отрасли Магнитогорский металлургический комбинат, который возит грузы на юго-восток в обход через станцию «Карталы». В 2000-х годах дорожный вокзал в Сибае обслуживал до 120 тыс. пассажиров в год. С открытием новых пассажирских линий через Сару напрямую на юго-восток, этот поток может увеличиться в несколько раз. На наш взгляд, в этой дороге крайне заинтересованным лицом должен быть промышленный гигант «УГМК-Холдинг», в который входят Сибайский, Бурибаевский и Учалинский ГОКи и ОАО «Башкирская медь». Если дорога будет, то появятся и инвесторы.
Кроме того, освоение одного Подольского месторождения медных колчеданов в Хайбуллинском районе являющегося по запасам богатейшим в России вслед за Удоканским в Восточной Сибири, даст огромный импульс развитию всего региона. Строительство железной дороги Сибай-Сара значительно поднимет инвестиционную привлекательность нашего края, станет локомотивом развития Башкирского Зауралья, присоединит его к меридиональной железнодорожной магистрали, соединяющей Полярный и Южный Урал, станет дополнительным инструментом развития сотрудничества Башкортостана со странами – участниками ЕВРОЗЕС, в частности, с Казахстаном, откроет прямой путь в Среднею Азию (Афганистан, Иран и Китай).
И в заключение, пора начать сбор подписей по всему Башкирскому Зауралью, прилегающим районам Оренбургской и Челябинской областей и тем самым ускорить решение данной проблемы.

Сынтимер Гильманов,

ветеран труда;

Ирек Бикметов,

председатель исполкома Курултая башкир г.Сибая.

Предложение
Для развития нашего края нужен крупный прорывной проект. Им может стать только продолжение строительства железной дороги Сибай-Сара, начатого ещё в конце восьмидесятых годов.
Читайте нас: