Все новости
Общество
7 Марта 2019, 11:47

Руководить – целая наука!

Заведующая детским садом «Солнышко» с.Бурибай Рамиля Тукбаева вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Лучшие Руководители РФ»

Заведующая детским садом «Солнышко» с.Бурибай Рамиля Тукбаева вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Лучшие Руководители РФ»
Подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшие Руководители РФ», ориентированного на управленцев, первых лиц организаций, которые уже имеют достаточный опыт руководящей работы и определённые достижения на управленческой стезе.
О подробностях участия в конкурсе и об особенностях организации работы педагогического коллектива мы беседуем с заведующей МАДОУ «Солнышко» с.Бурибай Р.Б.Тукбаевой.

– Рамиля Булатовна, несколько слов о конкурсе…
– Конкурс относительно новый, можно сказать, для тех, кто хочет и умеет работать. Проходил он дистанционно в пять этапов с 21 мая 2018 г. по 18 февраля 2019 г. В общей сложности подали заявку более 30 тысяч человек из всех регионов России. Итоги подводились на основе многокомпонентного анализа, где учитывались различные составляющие: оценки экспертов из ведущих высших учебных заведений России, результаты голосования в интернете, статистика посещения, просмотров и скачиваний материалов пользователями на сайте конкурса и целый ряд других независимых факторов. По итогам конкурса определено 548 победителей. В ближайшее время состоятся торжественные награждения победителей на муниципальном и региональном уровнях.

– Как возникла идея участвовать в столь масштабном конкурсе?
– Предложение поступило от руководства Управления образования. Ранее, в 2014 году у меня был уже опыт участия в республиканском конкурсе «Руководитель года», организованном Башкирским институтом развития образования, вышла в финал в числе 7 руководителей.

– Чем отличался нынешний конкурс?
– В отличие от традиционных конкурсов, к которым мы привыкли, здесь совсем иной формат проведения, оценки и анализа представленных работ участников. Система анализа построена таким образом, что оценивается вся многолетняя работа руководителя, а не какое-то показательное, открытое мероприятие. Во-первых, Всероссийский конкурс проходил заочно, дистанционно, было время собрать и подготовить множество фактического материала, по которому можно судить о компетентности, профессионализме, потенциале, образовательном и культурном уровне руководителя, управленческих методах и формах его работы с коллективом. Мною были направлены электронные материалы: деловая визитка, разработки, проекты, видеоролики, слайды. Руководитель оценивался как многогранная личность, без отрыва от коллектива, который он возглавляет, от местности, где живет и работает. Изучались материалы о районе, селе, в котором живешь, я включила в пакет документов и видеоролик о Хайбуллинском районе, о селе Бурибай, градообразующем предприятии АО «Бурибаевский ГОК», нашем детском саде. Учитывались хобби, образование, данные из биографии, вся трудовая деятельность, все личные качества. Такой многокомпонентный анализ делает конкурс предельно объективным.

– Почему стоит участвовать в таких конкурсах?
–Есть несколько весомых причин почему 30 000 руководителей в России активно участвуют в новом проекте «Лучшие Руководители РФ». Это наиболее эффективный и экономичный способ рекламы и продвижения, как себя лично, так и своей организации, участие на всероссийском уровне доставляет определённое удовольствие, рассказать о своих успехах, поделиться своим опытом и достижениями, в общем нравится сам процесс подготовки и участия. Ведь в процессе подготовки ты сам себя анализируешь, находишься в поиске новых творческих решений. Понимаешь, что есть очень много наработанного, именно поэтому хочется узнать какую же оценку тебе поставят независимые эксперты. Появляются определённые амбиции на будущее.
Все Всероссийские мероприятия «Лучшие Руководители РФ» проводятся на принципах официальности, открытости и объективности. Есть возможность не только поделиться своими достижениями и опытом, но и изучить опыт работы других. Все материалы выставлены на сайте «Лучшие Руководители РФ». На всех этапах конкурса присутствовал позитив, доброжелательность, стимулировалось желание двигаться дальше.

– Любой руководитель может участвовать?
– Прежде всего надо, чтобы достижения были у организации, которую ты возглавляешь. Если этого нет, то какой же ты успешный руководитель? В списках победителей есть и врачи, и предприниматели, бизнесмены, и промышленники, и главы поселений, управленцы, чиновники, в общем, руководители из различных сфер. Спектр участников очень широк. Руководитель сам должен показывать пример участия в различных конкурсах своим работникам, только тогда следом пойдут и работники. Если руководитель сидит и ничего не делает, ни к чему не стремиться, то и коллектив не будет ничего делать. Это нужно для того, чтобы коллектив двигался вперед.

– Какой коллектив вы представляете?
– Коллектив у нас очень сплоченный, работоспособный, творческий. Удалось сформировать благоприятный психологический климат. В 2013-2016 г.г. детский сад работал в режиме республиканской экспериментальной площадки Института развития образования РБ по теме: "Экологическое образование детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности" под научным руководством Р.Л.Агишевой, кандидата педагогических наук. По результатам экспериментальной деятельности коллективом детского сада разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Я познаю свой край". Программа содержит 6 методических пособий с готовыми проектами по экологическому образованию детей и краеведению.

– Есть дальнейшие планы?
– Планируем в ближайшие 5 лет развивать новую образовательную программу, хочется внедрить исследовательскую деятельность с применением элементов физики, химии, этого пока ни в одном саду в районе нет. Есть занятия по формированию элементарных математических представлений, а формирования элементарных физических, химических представлений – этого нет. Если у нас все получится, то попробуем выйти с предложением этого эксперимента в Вузы, чтобы нас поддержали с научной точки зрения.

– Вы ведь несколько лет работали в школе. Почему вы ушли из школы?
– Детский сад мне ближе. В школе все устойчиво, есть программа, которую надо выполнять, меньше творчества. Работа с маленькими детьми дает больше возможностей для творчества, для экспериментирования, совершенно другой коллектив, здесь результат зависит от коллективной работы воспитателей, а в школе педагог индивидуально работает.

– Где тяжелее работать?
– Кому-как. Мне труднее было с подростками, с ними найти общий язык сложнее, а самым маленьким ласка и любовь в основном нужны, они чутко чувствуют доброту, тепло, очень искренние, чистые душой, открытые. А в школу дети приходят уже с определенным багажом воспитания. Некоторым учителям, наоборот, сложнее с маленькими дошколятами, не хватает терпения, им со старшими проще…Здесь особые люди только могут работать, с очень широкой душой и чутким сердцем. Были педагоги, которые приходили в сад и снова уходили в школу. Все индивидуально. Конечно, и у учителя, и у директора школы мера ответственности совсем другая, им гораздо труднее, сегодня другие образовательные стандарты, но они и дольше работают с детьми – 11 лет. Мы же – 3-4 года.

– Какие родители сегодня?
– Родители в основном заинтересованные, и с каждым годом их все больше. У неравнодушных родителей и ребенок развивается быстрее, и совместная работа с воспитателями дает свои результаты – очень высокая готовность к школе получается. Родители в равной степени участники образовательного процесса и мы обязаны их привлекать. Активных родителей много, изменилось в лучшую сторону и отношение родителей к родному языку, они предпочитают отдать ребенка в башкирскую группу, есть заинтересованность, чтобы ребенок свободно владел родным языком. Сегодня ведь и дети совсем другие, они увлечены всевозможными гаджетами, не умеют играть с куклами, не знают, что делать с игрушками. Их не интересует чтение. В семье не звучит художественное слово, соответственно, и речь детей не развивается. Мы же стараемся приобщать их к ролевым играм, что способствует развитию мышления, социализации. Изменились и формы работы воспитателей в связи с новыми образовательными стандартами.

– Со скольких лет предпочтительнее отдавать детей в детский сад?
– С 2-х лет, хотя в 1.5 года дети быстрее адаптируются в коллективе, меньше болеют, а в 3 года адаптация идет очень тяжело.

– Ваше отношение к семейным детским садам, к частным.
– В районе были попытки изучить этот вопрос, и мы рассматривали две семьи. Очень высокие требования по СанПиНу предъявляются к детским учреждениям, и это, считаю, правильно, по питанию, условиям содержания, уровню подготовки семьи. У нас пока таких возможностей и условий нет.

– Несколько слов о себе.
– Я коренная бурибаевская, родилась и выросла здесь в поселке, родители работали всю жизнь на комбинате, оттуда вышли на пенсию. Нас в семье двое, я и брат. Мама была инициатором, чтобы я получила педагогическое образование, окончила педучилище, пединститут. Сегодня воспитываю 15-летнюю дочь. Счастлива, что есть любимая работа, есть возможность реализовать себя, уважаю свой коллектив. Не представляю себя в другой сфере.

– Ваши пожелания накануне праздника…
– Главное, чтобы была стабильность и в стране, и в районе, и в нашем коллективе. Чтобы в семьях был достаток, дети были здоровыми. Своим коллегам желаю семейного благополучия, успешной совместной работы. Нашим родителям – пусть они больше внимания уделяют своим детям, пусть у наших детей всегда рядом будут и мама, и папа.

–Спасибо, Рамиля Булатовна, за увлекательную беседу!


Беседовала А.Хасанова.
Фото автора.


Тукбаева Рамиля Булатовна – заведующий МАДОУ «Солнышко» с.Бурибай, имеет высшую квалификационную категорию, педагогический стаж – 23 года, стаж работы руководителем – 12 лет. Награждена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Башкортостан». Кредо: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным управленческим действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Окончила Сибайское педагогическое училище, дошкольное отделение, специальность – воспитатель; Оренбургский государственный университет, филологический факультет, специальность – учитель русского языка и литературы.

Победитель муниципального конкурса «Лучшая заведующая ДОУ - 2007»;

Победитель муниципального конкурса «Лучший руководитель ДОУ - 2012»;

Лауреат республиканского конкурса «Руководитель дошкольной образовательной организации Республики Башкортостан - 2014»

Кстати
Выявить и помочь в карьерном росте перспективному молодому руководителю задача нелёгкая. Всероссийские конкурсы, которые теперь на регулярной основе проходят в России, призваны содействовать этому процессу. Основной целью подобных конкурсов является не только трудоустройство талантливых руководителей, но и приобретение ими во время конкурса новых деловых связей, рост профессиональных компетенций, постановка в кадровый резерв на федеральном и региональном уровне.


Конкурс «Лучшие Руководители РФ» является инновационным. Оценка участников конкурса производится на основе многокомпонентного анализа. В основу его положен принцип работы внешних экспертных групп. Большинство внешних экспертов (более 300 человек) это преподаватели ведущих ВУЗов из разных регионов России, имеющие научные звания и достаточный уровень компетенций в области системы качества. Внешние эксперты изучают, анализируют материалы конкурсантов, размещённые в личном электронном кабинете, выставляют оценочные баллы по рекомендованной методике через специализированные интернет-интерфейсы административной панели управления внешнего эксперта. Такая система оценивания призвана сделать результаты конкурса наиболее объективными, минимизировав факторы «субъективных симпатий» и исключить случаи «лоббирования своих».