Все новости
Общество
22 Февраля 2019, 12:57

В спецназе случайных людей нет

Спецназ – элита российской армии, здесь проходящих и случайных людей нет, а избитая фраза «лучшие из лучших» в данном случае – факт

Спецназ – элита российской армии, здесь проходящих и случайных людей нет, а избитая фраза «лучшие из лучших» в данном случае – факт

В самых сложных и непредсказуемых ситуациях военнослужащие этой уникальной воинской части демонстрируют высочайший уровень профессиональной подготовки, силу духа и личное мужество. Современная история знает немало фактов, когда войска специального назначения как до, так и во время боевых действий способствовали проведению операций и завершению конфликтов.

Качество личного состава — главный отличительный признак спецподразделений: высокий уровень моральной, психологической, идеологической, физической и боевой подготовки личного состава.
С одним из военнослужащих спецподразделений, Шайнуром Султановым, беседуем в канун Дня защитника Отечества.
С начальных классов Шайнур Султанов мечтал стать офицером: ему нравилась военная форма, он рос на советских фильмах о войне.
Первый шаг к своей мечте он сделал, когда в 1990 году, после окончания Акъярской школы № 1, поступил в Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище, после расформирования он продолжил обучение в Благовещенском ВТКУ и успешно закончил его в звании лейтенанта. Затем было распределение в 1994 году в 24-ую отдельную бригаду специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) в г. Кяхта Республики Бурятия. Службу он начинает в должности командира группы роты минирования. Он проходит путь от командира группы до заместителя командира батальона по воспитательной работе. Совершил 118 прыжков с парашютом из самолетов и вертолетов. Трижды принимал непосредственное участие в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе в составе сводного батальона в первой Чеченской кампании.
– В январе 1995 г., во время ведения боевых действий, наш отряд дислоцировался в районе населенных пунктов Шали, Ханкала, затем возле Бамут. В основном вели поисково-засадные спецмероприятия по обнаружению и уничтожению баз боевиков, выводу и сопровождению подразделений других родов войск в заданный район, а также разведку, – вспоминает бывший спецназовец.
В 2006 году Шайнур уволился из рядов Вооруженных Сил РФ. В настоящее время Шайнур Ильфатович, майор в отставке, пенсионер Министерства обороны РФ, работает специалистом охраны труда и техники безопасности в Акъярском горном колледже.
Так уж получилось, что срочную службу проходил в этой же бригаде и брат Шайнура Султанова – Рафаэль Ильдарович Давлетшин. Как одного из самых подготовленных солдат после прохождения курса молодого бойца рядового Давлетшина командиры отбирают в командировку на Северный Кавказ. По возвращению домой на демобилизацию грудь уже старшего сержанта Давлетшина украшала правительственная награда – медаль «За отвагу».
Но долго ему не пришлось ходить на «гражданке», он подает рапорт на контрактную службу в свою родную бригаду.
– Однажды комбат поставил мне, офицеру опергруппы, задачу: помочь вывести один из наших отрядов из района ведения поиска. Отряд уже более 2 суток не мог вернуться в пункт постоянной дислокации по причине нелетной погоды для авиации,– продолжает свой рассказ Шайнур Ильфатович.– Получив колонну машин и бронетехнику, я выехал. Было это 23 августа 2003 года. Как только наша колонна пересекла Чечню и въехала на территорию Ингушетии, где нам предстояло проехать по маленькому горному серпантину, как нашу головную машину «БТР-80» подорвали на управляемом фугасе. Обстрела не было. Хорошо, что фугас взорвался не под колесом машины, а рядом. Взрывной волной нас, сидящих на броне четыре человека, выкинуло за борт. Очнувшись от взрыва, я обнаружил, что личный состав цел, только лицо одного разведчика было в крови (ему разорвало щеку). Я оказал бойцу помощь, перебинтовал, привел в чувство и передал об этом по радиостанции комбату.
Комбат, естественно, потребовал, чтобы мы возвращались, но я настоял на том, чтобы доехать и забрать отряд (оставалось 10-12 км).
Получив добро, выдвинулись в район. Уже подъезжая к месту выхода отряда, увидели, что никого нет, но на перекрестке дороги сидит кто-то в форме и в камуфлированной маске, с оружием, направленным в нашу сторону. У нас тоже оружие наготове, и мы готовы были открыть огонь, как в этот момент сидящий у дороги резко снял маску на голове и помахал рукой. Оказалось, это Рафаэль, брат мой, который был в том отряде…
Вот такой случай, когда какие-то доли секунды решили наши судьбы, а то мы перестреляли бы друг друга в неразберихе.
Был еще один случай 8 февраля 2001 года. В то время я был оперативным офицером – обеспечивал вывод разведотряда при поисково-засадных действиях. Отряд всю ночь выполнял боевую задачу и только под утро, доложив мне, что готовится на отдых, расположился вдоль дороги, выставив наблюдение и охрану. Я в свою очередь доложил об этом своему командованию в центр. Радист, водитель КамАЗа и я были в одном блокпосту. Но там, где находились наши группы, началась стрельба и слышны разрывы гранат. Выбежав на улицу, мы услышали эти выстрелы. На запрос по радиостанции отряд молчал. Водитель сразу завел КамАЗ, радист уже взбирался на кузов, через минуту мы выезжали из блокпоста втроем. Поехали напрямую через поле. Ехать надо было где-то километр-полтора (они были рядом). Чуть не доезжая, мы остановились, чтобы попытаться вновь связаться с отрядом. На этот раз с группой связаться удалось, и я попросил их обозначить себя ракетницами. Командир отряда успел сообщить, что подъехали на машине – «девятке» трое боевиков. И он, убедившись, что перед ними боевики, дал команду на открытие огня … завязался бой…
Определив местоположение, мы подъехали на место боя – в этой перестрелке был ранен наш разведчик-радист. В это время над нами полным ходом обстреливало боевиков одно звено вертолетов. Собрав оружие, загрузив двух убитых боевиков, мы выдвинулись на блокпост. Третий боевик успел тогда скрыться, но он был тяжело ранен. Его обнаружила группа досмотра, он скорее всего подорвался на противопехотных минах и лежал в одном из ущелий.
На блокпосте бойцы оказали нашему разведчику квалифицированную медицинскую помощь, и мы эвакуировали его вертолетом в Ханкалу, в госпиталь. Мы с командиром были рядом, подбадривали его, а он, попросив закурить, вдруг сказал мне: «Товарищ майор, так жить хочется…». Буквально через 20 дней, когда мы будем уже на взлетной полосе в Моздоке, нам сообщат, что его не смогли спасти …

Тяжело терять своего солдата. В моем отряде больших потерь не было. Конечно, период службы в войсках специального назначения много значит. Чувство локтя, войскового товарищества никогда не покидало наш коллектив. В нашей воинской части были не просто дружеские отношения… Коллектив сплотился в боевом мастерстве, взаимовыручке. Спецназ — это образ жизни. Бывало, зимой, в горной местности приходилось находиться по нескольку дней, и в целях маскировки нельзя было костры разжигать, даже фонарик включать. Спецназ — это одна большая семья: в праздники, в будни, в радости и в горе. Я до сегодняшнего дня поддерживаю связь с ребятами, друзьями, комбатом.

Марзия Давлетбаева.

Справка

В первую чеченскую войну российский спецназ присутствовал в Чечне с момента ввода войск отдельными и сводными отрядами. На первых порах его применяли только в разведке. Из-за слабой подготовки состава сухопутных частей бойцы спецназа участвовали в штурмовых группах, как это случилось в Грозном. 1995 год принес многочисленные потери в отрядах спецназа — бои этого года самые трагические во всей истории спецназа России и СССР. Спецназ ГРУ находился на первом месте среди других подразделений по боевой подготовке и выполнению поставленных задач, действуя в 10 раз эффективней остальных. Отдельные и сводные отряды были из бригад Сибирского, Московского, Уральского, Забайкальского, Дальневосточного, Северо-Кавказского военных округов.


Спецназовец Шайнур Султанов на службе в г.Кяхта, 1995 г.

Шайнур Султанов награжден в1995 г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Чеченской Республике, орденом «Мужества»; в 1998 г. – за задержание вооруженного преступника медалью «За Отвагу»; в 2003 г.– за мужество и героизм, проявленные при защите Отечества – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени; имеет награды Министерства Обороны РФ «За отличие в военной службе» 3 и 2 степени.


Читайте нас: