Все новости
Общество
1 Июня 2018, 12:16

1 июня день отправки рекой бутылки с хорошими мыслями

В 1560 году один английский рыбак близ белых утесов Дувра выловил сетью засмоленную бутылку. Заинтересовавшись столь необычным даром моря, он разбил ее и ровно через день... поплатился за это жизнью. В разбитом сосуде содержался пергамент, адресованный королеве Англии Елизавете I. Это был донос королевского шпиона, который сообщал, что голландцы высадились на островах Новая Земля, принадлежащих России. Когда пергамент вместе с незадачливым рыбаком и осколками бутылки доставили ко двору ее величества, королева поняла, что достоянием гласности стала Государственная тайна. Елизавета повелела рыбака повесить и объявить, что впредь такая участь будет ждать каждого британца, который осмелится открыть выловленную в море или найденную на берегу запечатанную бутылку.
Тем же указом Елизавета I учредила при дворе должность «откупорщика океанских бутылок», в обязанности которому открывание сосуда и чтение найденных записок. Первым королевским «откупорщиком» стал лорд Томас Тонфилд. Известно, что за первый год службы он вскрыл 52 морские бутылки. Когда лорд являлся к королеве с докладом, она неизменно спрашивала: «Ну, что пишет нам Нептун?» — торжественно сообщил мне секретарь клуба. Должность «откупорщика океанских бутылок» просуществовала при английском дворе почти два с половиной столетия. Столько же имел силу и закон о смертной казни. Британский парламент отменил его лишь в конце XVIII века. Но англичане по традиции продолжают почтительно относиться к «почте Нептуна».
Правда, современным откупорщикам бутылок приходится в основном довольствоваться стандартными бланками различных научных обществ и учреждений, занимающихся изучением течений. Бывает и так: нашедший на пустынном берегу запечатанную бутылку с трепетом спешит её открыть. Что только ему не мерещится в эти минуты! А бутылка оказывается забавой веселого пассажира океанского лайнера, и в записке сказано примерно следующее: «Сия бутылка была распита с моим другом таким-то на борту лайнера такого-то во столько-то часов такого-то числа». Бутылки поведали о печальной судьбе английского парохода "Гарониан". Две бутылки были выловлены спустя несколько лет у побережья Ирландии и Новой Шотландии.
Из записок, вложенных в них, удалось установить, что судно было опрокинуто сильной штормовой волной и затонуло. Бутылку, выброшенную у Ньюфаундленда, через 33 дня выловили в Ирландии. Истории, связанные с «почтой Нептуна», обретают подчас драматический характер. В 1942 году у восточных берегов Австралии пропал небольшой катер. Семь месяцев спустя недалеко от Сиднея была найдена бутылка с запиской владельца катера Гарольда Дугласа: «Если эта бутылка будет найдена, передайте, пожалуйста, записку моей жене Христиане Дуглас, Пойнт-Пайпер, г. Сидней. Конечно, ты удивишься, узнав, что произошло со мной. Отказал мотор — меня вынесло в открытое море. Прощай!» К записке было приложено завещание, написанное на бланке чековой книжки. Лишь через полтора года Христиане Дуглас удалось через суд доказать подлинность завещания погибшего в море супруга и вступить во владение наследством.
А вот что приключилось с мальчиком Джоном Вурисом в 1949 году. Мальчик собирал бутылки на морском берегу и в одной из них нашел записку такого содержания: "Лондон, 20 июня 1927 года. Я завещаю мое наследство счастливчику, нашедшему эту бутылку, и моему адвокату Барри Кохэну на равных основаниях". Мальчик принял это за шутку. Но вскоре оказалось, что бывшая владелица фирмы "Зингер", известной своими швейными машинами, Дейзи Александер является автором этой записки. Она умерла в 1940 году, ее состояние оценивалось в 12 миллионов долларов. Адвокат Кохен был еще жив и все это время упорно разыскивал завещание своей клиентки, содержание которого было ему известно. Представители фирмы стали энергично оспаривать завещание, не веря, что из устья Темзы бутылка смогла приплыть в Сан-Франциско, где ее нашел мальчик.
Но люди знавшие Дейзи уверяли, что она действительно любила бросать бутылки в Темзу. Бутылочная почта рассказывала записками, порой написанными кровью в полном смысле этого слова, о том, на какие муки были обречены несчастные, волею судьбы оказавшиеся в открытом океане на утлых шлюпках без каких-либо надежд на спасение. Во время войны бутылки выбрасывали уцелевшие при торпедировании судна члены экипажа. В 2005 году в Коста-Рике были спасены 88 иммигрантов, которые отправили в бутылке в открытое море сообщение о крушении своего судна. К счастью, послание довольно быстро попало в сети местного рыбака. В 1942 году недалеко от берегов Авст­ралии пропало без вести небольшое суд­но. А спустя семь месяцев недалеко от Сиднея выловили бутылку, в которой на­шли записку капитана Герольда Дугласа, адресованную жене Христиане, в которой он сообщал о шторме, относившем судно в открытое море. Весной 1944 года американские маль­чишки, купаясь на одном их пляжей на северо-востоке США, нашли выброшен­ную на песок бутылку. Она содержала сле­дующее сообщение на английском языке: «Наш корабль тонет. Нас никто не слы­шит. Пришел конец. Быть может, это пись­мо когда-нибудь достигнет берегов Соеди­ненных Штатов...» Позже удалось установить, что запис­ка была написана одним из членов экипа­жа английского эсминца «Битти», торпе­дированного немцами близ Гибралтара 6 ноября 1943 г.
В истории бутылочной почты бывали и, казалось бы, совершенно невероятные случаи.
В 1952 г. Рос Александер, матрос с судна, севшего на мель у берегов Австралии, бросил в море бутылку с запиской, взыва­ющей о помощи. К счастью, судно и эки­паж были спасены командой проходивше­го неподалеку корабля. А через много лет после случившегося, прогуливаясь как-то по пляжу в Новой Зеландии, бывший моряк натолкнулся на лежащую на песке бутыл­ку с запиской, написанной... им самим. Никто не знает, сколько таких посланий было навсегда поглощено морем...
Джон Франклин, пропавший при поисках Северо-Западного прохода, выбросил в море 200 бутылок с посланиями. За 100 лет из них в руки людей попали только 3. Именно из одной из них, спустя 11 лет узнали, что случилось с экспедицией. В 1953 году у побережья Тасмании была выловлена бутылка, которая странствовала в океане 35 лет. В бутылке было письмо от двух австралийских солдат, которые направлялись в Европу для сражения в Первой Мировой войне. Мать узнала почерк своего сына, погибшего в 1918 году...
А англичанин Байан Колл решил доверить бутылке свою судьбу; в поисках своей суженой он бросил в море 1280 бутылок с записками такого содержания: "Хотите стать моей женой? Мой адрес..." Спустя несколько недель он получил 381 предложение. Из претенденток он и выбрал себе свою будущую супругу. Вот подлинный текст английского письма, доставленного Нептуном к причалу ирландского порта Куинстаун в 1956 году: «Если нашедший эту бутылку — женщина, у которой в голове нет седины, которая не ворчит и хорошо готовит и которая не возражает выйти замуж за матроса, большую часть времени проводящего в море, или если человек, нашедший эту бутылку, знает такую женщину, то пусть напишет Джеймсу Глизону — моряку, который запечатал эту бутылку и бросил ее в море с парохода «Виктория» посреди Атлантики 29 марта 1895 года».
Сначала это сообщение было принято как розыгрыш, решили, что оно дело рук какого-нибудь весельчака. Но члены клуба «Боттл пост» выяснили, что в прошлом веке действительно существовал такой пароход и что он затонул в шторм у мыса Гаттерас 3 мая 1900 года. В списке погибших числился Джеймс Глизон — холостой моряк! Члены того же клуба нашли на побережье Уэллса бутылку с письмом, в котором Пауль Раффельштейн — кок немецкого парохода «Тюрингия» — объяснялся в страстной любви к некой Эрне Дюйзен. Они переслали это любовное послание адресату. Но, увы, Эрна Дюйзен уже 22 года как вышла замуж за другого и успела стать бабушкой...
Но иногда случалось, что Нептун, растроганный пылкой страстью землян, доставлял любовные письма без задержек. Летом 1957 года матрос шведского торгового флота Ане Викинг поместил в бутылку описание своей наружности с обращением к любой красивой девушке, которая найдет его морскую депешу, — обязательно ответить. Свою почту моряк «отправил» в Гибралтарском проливе. Полгода спустя ее выловил у берегов Сицилии отец бедной многодетной семьи рыбак Сальваторе Люццо.
Местный священник помог рыбаку прочесть записку, и рыбак послал в Гетеборг, где жил моряк, трех своих дочерей. Моряку приглянулась Паола. Спустя год после нежной переписки, в июле 1958 года, состоялась свадьба. Счастливая семья на самом видном почетном месте держит бутылку, связавшую их судьбы. А вот как использовал «бутылочную почту» американский священник по имени Джордж Филиппс, проживающий на берегах залива Пьюджет-Саунд. Некогда он был горьким пьяницей, но нашел в себе силы избавиться от этого порока и с той поры объявил алкоголю войну. Проповедник решил одолеть «зеленого змия» при помощи его же собственной оболочки. Помещая в бутылки из-под виски и джина проповеди и тексты молитвенников, отец Джордж с каждым отливом дюжинами отправлял их в океан.
И видимо, Нептун оказался на стороне излечившегося алкоголика: пастор начал получать ответы. Многие из тех, кто нашел его бутылки, видя в этом перст судьбы, давали ему слово бросить пить. Стеклянные почтальоны «бутылочного пастора» (как стали называть Филиппса) достигли берегов Мексики, Гавайских островов, Новой Гвинеи и даже Аляски. Ничего удивительного — ведь отец Джордж, получивший прозвище "бутылочного проповедника", пустил по воле волн более 20 тысяч антиалкогольных увещеваний написанных на разных языках!
Сенсацию в свое время вызвала записка с «Охотска», найденная в Соединенных Штатах. В газете «Astoria Daily budget» за 16 июня 1910 года была опубликована заметка «Интересные новости. Информация с русского обзорного корабля о направлении течений». В ней сообщалось, что «Русское гидрографическое общество, основанное во Владивостоке, старается получать информацию испытанным методом — герметически запечатанной запиской в бутылке, брошенной в течение... Информация, запечатанная в бутылке, была найдена около Сансет-пляжа, 6 миль к югу в устье реки Колумбия». Координаты: 46°51' северной широты; 123°56' западной долготы. Далее описывалось, как носило бутылку по океану более 10 000 миль, пока ее не нашла Эдна Л. Паттерсон из города Афины, штат Теннесси, отдыхавшая на Сансет-пляже с друзьями. Дальше письмо попало в редакцию газеты. Вырезку статьи из газеты, бутылочную записку и письмо от Нани Велч на имя начальника Гидрографической экспедиции время сохранило до наших дней в деле Океанографического института.
Маленькая девочка из Великобритании, которая отправила бутылку с посланием в открытое море, даже и не подозревала, что та проделает столь длинный путь. Письмо дошло в 2006 году до Австралии, покрыв тем самым расстояние в 14 480 км. Мелоди Клоска и Мэтт Берс из Висконсина (США) в день своей свадьбы, 18 августа 2007 года, бросили в озеро Мичиган бутылку с посланием. Преодолев расстояние 500 километров, бутылка оказалась на противоположном берегу и была найдена собакой. Её хозяйка Линнетт Дюбендорф, по невероятному совпадению, вышла замуж того же числа, но 28 лет назад. Ещё по одному совпадению, 18 августа 2007 года на юге Италии открылась выставка коллекции из 80 посланий в бутылках, которую собрал Роберто Реньоли. Этой коллекции посвящён специальный веб-сайт «Messaggi dal mare» Известен случай, когда записка, содержавшаяся в морской бутылке, послужила основанием для вынесения смертного приговора. 1 февраля 1916 года, в разгар первой мировой войны, во время ночного налета германских дирижаблей на Лондон англичане сбили цеппелин L-19. Упав в Северное море, воздушный гигант некоторое время держался на плаву. Экипаж начал пускать ракеты и фальшфейеры. Вскоре к дирижаблю подошел английский патрульный тральщик «Кинг Джордж V» («Король Георг V»).
Но его командир старший лейтенант Фергюссон отказался принять тонущих на борт. На тральщике было всего семь человек, и он опасался, что из спасателя легко может превратиться в пленника... После недолгих переговоров с Отто Луве, командиром дирижабля, Фергюссон сказал, что направляется за помощью, приказал дать машине полный ход и скрылся во мгле. Через полчаса L-19 развалился на куски и пошел ко дну. Прошло несколько месяцев... Тральщик «Кинг Джордж V» оказался захваченным немецким эсминцем. Старший лейтенант Фергюссон предстал перед немецким военным трибуналом. Ему был предъявлен клочок бумаги, на котором описывалась его встреча и разговор с погибающим экипажем сбитого дирижабля. Она была датирована 1 февраля 1916 года, а ее автор, Отто Луве, в яростных выражениях взывал к возмездию. Желание Отто Луве было исполнено: Фергюссон был расстрелян «за преднамеренное убийство — отказ в помощи терпящим бедствие на море».
В 1966 году на побережье Голландии обнаружили в дюнах еще одну бутылку с запиской командира L-19. Ее текст идентичен той, которую нашли немцы в 1916 году. Видимо, Отто Луве бросил в море несколько бутылок перед тем, как его дирижабль пошел ко дну. А вот жители двух маленьких индонезийских островов Надина и Палан постоянно обмениваются новостями с помощью бутылочной почты. Они используют замкнутое кольцевое течение, существующее там. Оно-то и доставляет аккуратно запечатанные в бутылки послания от одного острова к другому. Письмо в бутылке приходит спустя сутки, а почтовое судно здесь совершает рейсы раз в неделю. Небольшой шотландский остров Сент-Килда лежит в стороне от морских дорог, в 20 милях к западу от архипелага Внешние Гебриды. Его неприступные скалистые берега постоянно окутаны холодными брызгами прибоя.
С августа по май свирепые штормы делают остров фактически оторванным от внешнего мира. Не мудрено, что в 1930 году он был оставлен жителями, которые переселились в Шотландию. Но до того... До того было вот что. В начале XVIII века на остров тайно сослали по политическим мотивам жену одного шотландского графа. Зная, что Сент-Килда расположен в зоне действия мошной ветви Гольфстрима и течение движется на северо-восток, пленница нашла способ сообщить друзьям о своей печальной участи. Ее письмо, вложенное в бутылку, вскоре было найдено на берегу острова Льюис, в Гебридском архипелаге. Видимо, об этом случае вспомнил английский путешественник Джон Сэндз, которого в сентябре 1876 года на Сент-Килду занесло любопытство. В течение последующих восьми месяцев незадачливый турист из-за непогоды не мог вернуться домой и наконец решил послать весточку по течению. Пока он ждал у моря погоды, на коварных скалах Сент-Килды потерпел крушение трехмачтовый австрийский барк. Спасшиеся девять австрийцев нашли приют у жителей острова. Джон Сэндз поведал им свою историю. Потерпевшие кораблекрушение тоже решили попытать счастья. Сообщение о своем бедственном положении они отправили в трех экземплярах на имя австрийского консула в Глазго. Два из них они закупорили в бутылки, которые положили в пустую рыбацкую лодку, а один спрятали в спасательном круге с погибшего корабля. Лодку и круг они пустили по течению...
Не прошло и двух недель, как, к великой радости Джона Сэндза и австрийцев (а также жителей острова, которым было не под силу своим бедным хозяйством содержать непрошеных робинзонов), к Сент-Килде подошел английский паровой корвет «Шакал». Как оказалось, спасательный круг, пущенный австрийцами по течению, был найден на берегу одного из Оркнейских островов ровно через неделю после отправки. Позже Джон Сэндз узнал, что его письмо в бутылке нашли через девять месяцев у побережья Норвегии. С тех пор жители Сент-Килды, уверовав в действенность бесплатных услуг Нептуна, стали использовать пустые бутылки для отправки писем в Шотландию. Достоверно известно, что из каждых пяти отправленных писем по назначению доходили 3, а то и 4! В 1889 году на острове открыли почтовое отделение. Но, несмотря на это, жители Сент-Килды для связи с внешним миром продолжали пользоваться «бутылочной почтой». Чтобы помочь жителям сурового острова, управление Королевской, почты Великобритании в конце прошлого века взяло на себя расходы по дальнейшей пересылке бутылочных посланий адресатам. Кроме того, оно официально объявило, что каждому, кто найдет бутылку, банку или почтовый плотик с Сент-Килды, будет выплачено вознаграждение в размере полкроны. В 1906 году, когда, ко всеобщему удивлению, плотик с Сент-Килды прибыл на остров Льюис через два дня, размер вознаграждения был увеличен до кроны. Это постановление имеет силу и поныне. Большим спросом у коллекционеров «бутылочной почты» пользуются найденные в море документы, связанные с катастрофами и авариями, — так называемые «катастрофные письма».
Странно, что есть так много желающих приобрести документы, единственная ценность которых в том, что они побывали в кораблекрушении. И чем большую сенсацию вызвала морская катастрофа, тем выше котируются связанные с ней документы. Такой ажиотаж вокруг «катастрофных писем», разумеется, не мог ускользнуть от внимания аферистов, и в мире стали появляться подделки писем, якобы поднятых из почтовых трюмов погибших лайнеров: «горевшие» на борту «Вольтурно», «Жоржа Филиппара», «Лаконии», «тонувшие» на «Андреа Дориа», «упавшие» в океан с воздушных лайнеров. По признаниям членов клубов собирателей и искателей морских бутылок в Лондоне, Ливерпуле и Фалмуте солидная часть писем, найденных в бутылках, — не что иное, как подделки, причем подделки, выполненные с блеском, на уровне полиграфических средств сегодняшнего дня. Уже давно в Европе и Америке изготовление пиратских морских карт, предсмертных исповедей и завещаний поставлено на поток. Делается это примерно так: сначала добывается подлинная старинная бутылка, или же новая сначала обрабатывается песком и галькой в полосе прибоя, а потом «обрастается» морскими водорослями. На «древней» бумаге изготавливается соответствующий документ, вкладывается в обработанную бутылку, запечатывается полуистлевшей пробкой и заливается, опять-таки не менее тщательно, изготовленной «старинной» мастикой, сургучом или варом.
Наконец, когда все готово, «липу» передают доверенным лицам, имеющим непосредственное отношение к морю, — морякам, рыбакам, бакенщикам и т. д. По договоренности, за определенное вознаграждение, они «находят» где-нибудь в море или на пустынном берегу эту бутылку, распускают по округе слух о редкой находке или прямо приносят ее в Клуб собирателей морских бутылок. Дальше следует торг, и находка выгодно сбывается доверчивым коллекционерам. В 1966 г. в Италии на одном из фешенебельных пляжей близ Неаполя нашли замытую песком старинную бутылку. Находкой заинтересовался оказавшийся на курорте богатый американец — собиратель морских реликвий. Вызванные из музея консультанты удостоверили ее подлинность, установив по просматривавшемуся тексту вложенной внутри газеты, что находка относится к сороковым годам прошлого века. Сделка состоялась — американец выложил нашедшему сто тысяч лир. Когда бутылку торжественно разбили, среди осколков обнаружили один из июньских выпусков французской газеты «Ля Монтань» за 1846 год. На ее полях с трудом можно было различить строки, выведенные свинцовым карандашом, повествующие о гибели парохода «Атлас», таинственное исчезновение которого долгие годы будоражило умы обитателей всего Средиземноморья. Вот эти строки: «Нас несет по воле волн... Мачты изломаны, винт оторван. Пусть эта бутылка послужит мне конвертом, а оттиск моего перстня на сургуче — почтовой маркой».
Далее сообщалось о встрече с «Черным кораблем» — виновником гибели «Атласа». Текст был подписан Жаном Леверье, тут же указывался его адрес — улица Гренель, Париж. Американец был безмерно рад приобретению и, вернувшись в Филадельфию, не без гордости показывал осколки бутылки и газету всем знакомым. Среди них был морской историк, он-то и обнаружил подделку. Все было сфабриковано на профессиональном уровне — подлинная газета, орфография, потертое стекло бутылки. Но автор текста плохо знал историю почты и, видимо, не имел понятия о конструкции парохода «Атлас». Это судно действительно пропало без вести с 340 пассажирами и экипажем в июле 1846 года на переходе из Алжира в Прованс. Оно, возможно, и могло потерять мачты, как сообщалось в тексте, но никак не винт, ибо было колесным пароходом с полным парусным вооружением. И уж никак не мог мифический Жан Леверье с улицы Гренель упоминать о почтовой марке, так как таковых в то время во Франции еще не было. Они появились три года спустя — в 1849 году. Что касается «Черного корабля», то это, очевидно, результат чтения приключенческих романов... В 1960 году моряки польского грузового теплохода выловили в море бутылку с запиской на английском языке такого содержания: «Я еще на палубе с немногими оставшимися людьми. Один — ребенок. Последняя шлюпка отошла. Мы быстро тонем.
Оркестр играет по-прежнему бравурный марш. Некоторые рядом со мной молятся вместе со священником. Конец близок. Может быть, это письмо будет...» Здесь текст обрывался. Дата — 7 мая 1915 года — давала все основания полагать, что это не что иное, как последнее письмо неизвестного пассажира «Лузитании», торпедированной немецкой подводной лодкой близ берегов Ирландии во время первой мировой войны. Но... Так называемых «писем с «Лузитании» среди коллекционеров ходят сотни, и вряд ли кто-нибудь из их обладателей возьмет на себя смелость утверждать, что является хранителем подлинного документа. Чтобы объяснить, почему гибель «Лузитании» до сих пор привлекает к себе такое внимание изготовителей фальшивок и почему все найденные в бутылках записки следует считать фальшивыми, сообщу читателям несколько фактов об этой катастрофе. «Лузитания» погибла всего за 18 минут. И вряд ли нашелся бы человек, который вместо попытки спастись принялся бы искать пустую бутылку и писать записку. И уж совсем невероятно, чтобы кто-то сумел в суматохе так запечатать бутылку, чтобы за сорок пять лет туда не попало ни капли воды... Безусловно, текст приведенной выше записки — подделка. Ее автор перепутал широко известные обстоятельства гибели «Лузитании» и «Титаника».
Оркестр «Лузитании» не играл «бравурного марша». Это во время погружения «Титаника» музыканты судового оркестра исполняли «рэгтайм», а потом церковные гимны. Кто знает, какими путями приходят бутылки, прежде, чем их выловят. Можно только гадать, как носила судьба бутылку, брошенную в море возле Мельбурна, которая через 4,5 года было выловлена у берегов Англии. Она проделала путь длиной не менее 11 тысяч миль! У бразильского берега одновременно были брошены две бутылки. Спустя некоторое время одна из них была обнаружена на африканском берегу, а другая через 196 дней оказалась у берегов Никарагуа. Маленькая девочка из Великобритании, которая отправила бутылку с посланием в открытое море, даже и не подозревала, что та проделает столь длинный путь. Письмо дошло в 2006 году до Австралии, покрыв тем самым расстояние в 14 480 км. Мелоди Клоска и Мэтт Берс из Висконсина (США) в день своей свадьбы, 18 августа 2007 года, бросили в озеро Мичиган бутылку с посланием. Преодолев расстояние 500 километров, бутылка оказалась на противоположном берегу и была найдена собакой.
Её хозяйка Линнетт Дюбендорф, по невероятному совпадению, вышла замуж того же числа, но 28 лет назад. Ещё по одному совпадению, 18 августа 2007 года на юге Италии открылась выставка коллекции из 80 посланий в бутылках, которую собрал 57-летний врач Роберто Реньоли во время прогулок на пляже со своей собакой Даго. Среди посланий, переданных при помощи морских волн, - обыкновенные приветствия туристам, а также просьба одолжить нижнее белье от пострадавшего во время кораблекрушения, который указал номер своего мобильного, предупредив, что аккумулятор телефона вскоре разрядится. В ближайшее воскресенье Реньоли откроет последнюю бутылку и прочитает содержащееся в ней послание. Реньоли отмечает, что большая часть писем - о любви. Несмотря на то что мы живем в эпоху технического прогресса, в мире еще не перевелись романтики, которые поверяют морю свои мысли и чувства, удивляется владелец коллекции. Этой коллекции посвящён специальный веб-сайт «Messaggi dal mare». На своем Реньоли он предлагает романтикам купить бутылку, которая затем будет брошена в море. В продаже имеются 3 вида: зеленые или белые с обычными пробками, а также зеленые, запечатанные красным воском. Кроме того, можно купить специальную бутылку в честь дня рождения или по случаю рождения ребенка. (перевод Travel.ru)
Всеобщую известность получила бутылка, получившая название "Летучий голландец". Немецкая экспедиция в 1929 году бросила ее в Индийском океане в районе между островами Тасманией и Кергуэль. В бутылке была помещена карточка, которая легко читалась через стекло. На карточке была высказана просьба нашедшему эту бутылку бросить ее снова в море, сообщив по приведенному адресу где, когда была выловлена эта бутылка. Вначале странница была обнаружена у берегов Южной Америки, затем после нескольких вылавливаний она прошла мыс Горн и попала в Атлантический океан. Затем она снова оказалась в Индийском океане, почти в том месте, откуда начались ее странствования. В 1935 году она была в Австралии. Таким образом, за 2 447 дней странница покрыла расстояние 16 800 морских миль.
Несмотря на то, что первый описанный случай применения бутылочной почты был чисто научным, учёные вернулись к подобному методу исследования океанов только в XVIII веке, когда французский учёный метеоролог Лагеньер возвращаясь во Францию с дежурства на острове Святого Доминика бросил в океан 14 бутылок с записками, одну из которых выловили в Бретани через несколько месяцев. В 1837 году немецкий гидрограф Бергхауз (нем. Heinrich Berghaus) описал историю 21 бутылки и показал на картах примерные маршруты их плавания. В 1839 году во Франции была составлена карта плавания уже 97 бутылок. Бенджамин Франклин первым обратил пристальное внимание на то, что почтовые суда из Англии в Америку шли на 1-2 недели дольше, чем в обратном направлении. Он правильно решил, что виной этому было сильное течение в Атлантическом океане. Чтобы проверить свою догадку, ученый бросал в океан закрытые бутылки.
Говорят, что и по сей день вылавливают эти бутылки. Таким образом, Франклин положил начало исследованию океанических и морских течений с помощью бутылок и плавучих буйков. Этот метод широко применяется и по сей день. Известный океанолог принц Альберт I Монакский использовал бутылки для того, чтобы изучить картины течений в тех районах океана, где были боевые действия во время первой Мировой войны. Это было сделано с целью определить пути брейфа многочисленных плавающих морских мин, которые представляли и представляют и по сей день большую угрозу для судоходства. Принц Альбер I в ходе исследований Гольфстрима в 1885—1886 годах бросил в Атлантический океан 1675 бутылок и других сосудов, из которых было выловлено 226 (13,5 %). Впоследствии по данным бутылочной разведки были построены карты течений и очерчены районы максимального риска. В России исследования течений подобным образом проводились в 1907—1912 годах в ходе изучения Японского и Охотских морей, когда за борт было выброшено более 10 000 бутылок.
После появления спутниковых систем, позволяющих отслеживать дрейф радиобуя, использование бутылок для изучения течений заметно сократилось, однако ещё в 1970-х годах при изучении сезонных изменений течений у берегов Великобритании и Ирландии Национальным институтом океанографии Великобритании было выпущено в плавание около 6000 специальных пластиковых конверта с вложенными бланками на разных языках, гарантировавших вознаграждение сообщившим о них. В 1960 году при происшествии с советской самоходной баржой Т-36 её экипаж на 48-е сутки пребывания в океане прибегли к помощи бутылочной почты: они соорудили буй из стеклянного шара от рыболовецких сетей, шеста и патронной гильзы, в которую положили записку. На шесте закрепили самодельный флаг ВМС СССР. На следующий день они были спасены, однако не благодаря «посланию в бутылке», судьба буя так и остаётся загадкой. Немые свидетельства бутылочных посланий доносят до нас голоса тех, кто не будет забыт. В 1958 году болгарские рыбаки на берегу Черного моря нашли бутылку. В ней — пожелтевшая бумага и текст на русском языке: «Держались до последней капли крови. Группа Савинова. Три дня сдерживали наступление значительных сил противника, но в результате ожесточенных боев под Килией в группе капитана Савинова осталось три человека: капитан, я — младший сержант Остапов, и солдат Омельков. Погибнем, не сдадимся. Кровь за кровь, смерть за смерть!» Рыбак отправил свою находку в Советский Союз. Сообщая об этом факте, газета города Измаила «Знамя коммунизма» писала, что, по-видимому бутылка с запиской была брошена воинами Красной Армии в Дунай, а воды реки вынесли ее в Черное море. Об их дальнейшей судьбе не известно ничего. Может, кто-то остался жив? Или знал о них?..
Как же готовили бутылки к дальнему плаванию? В 1852 году гидрографический департамент морского министерства России опубликовал перевод инструкции контр-адмирала Фредрика Виллиама Бичи. Бичи так описывает порядок «оформления» бутылок: «Запечатанные бутылки должны вмещать небольшое количество сухого песку, утвержденного на дне их влитым воском или смолою, для той цели, чтобы они стояли в воде прямо и не слишком бы легко плавали». Тех же правил придерживался капитан I ранга А. Н. Скаловский. Уравновешенные песком бутылки с записками он несколько раз окунал горлышком в растопленную смолу, а потом привязывал флагдук — кусочек белой материи. С. И. Араповский, изучавший течения Каспийского моря в советское время, точно так же готовил бутылки к плаванию, только заливал дно раствором цемента. Вложив перевязанную открытку, бутылку закупоривал, трижды просмаливая. Ю. М. Шокальский в книге «Океанография», изданной в 1917 году, рассказывает: «Иногда с той же целью употребляют две бутылки, связанные короткою проволокой, нижняя загружается настолько, чтобы верхняя поднималась над водою только горлышком. Такая пара бутылок уже совершенно не подвержена влиянию ветра, а двигается со слоем поверхностного течения. Верхняя бутылка несет в себе записку...»
Читайте нас: