Все новости
Общество
18 Мая 2018, 17:45

Речевые нарушения у детей с ОВЗ

Советы специалиста.

Рекомендации для родителей

по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ.

К сожалению в современном мире увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в большой социальной поддержке со стороны общества.
Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья обычно формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдается множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Чаще всего больной ребенок, который постоянно находится дома, неохотно идет на контакт.
Самое важное, о чем должны помнить родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нужно поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Желательно, чтобы с ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему предъявляют и все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. А при совместной работе даже самые небольшие успехи приносят большую семейную радость.
Бытует мнение, что с логопедической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинать регулярные занятия с малышом надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а систематически, изо дня в день.
В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Однако практика показывает, что компенсаторные возможности детей дошкольного возраста очень высокие и упускать их нельзя. Важно подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением. Другие считают, что ничего не надо делать, их обычные отговорки: выговорится, еще маленький; его отец тоже в детстве плохо разговаривал. И третий тип родителей - завышающих способности ребенка. В подобных случаях специалисту приходится нелегко: он вынужден неоднократно показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, старается дать совет, как лучше их преодолевать.
Ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его на уровне его возраста, независимо от его проблем.
Не имеет значения, что в будущем он не станет физически полноценным, но сумеет без особых конфликтов и разногласий войти в мир, стать добрым, отзывчивым и полезным для окружающих, — что, собственно, и делает человека счастливым. Как здоровый, так и больной от рождения ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье. Даже учеба легче дается тому ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и уверенно.
С чего начинать работу по активизации речевого развития ребенка?
С тех компонентов, которые участвуют в процессе речи. Это прежде всего формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи, необходимой при произношении звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Для развития речевого дыхания можно использовать все виды музыкальных духовых инструментов, дыхательные игрушки, мыльные пузыри. Важно научить ребенка дуть на кончик языка, высунутый и лежащий на нижней губе. В этом положении дуть через трубочку и плевать.
От положения, например, языка, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков языка. Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить большинство согласных звуков без специальной постановочной работы логопеда, так как ребенок учится контролировать за укладом артикуляторных органов. Например, для развития активности языка и губ целесообразно проводить такие упражнения:
« А»- широко открываем ротик
«О»- губы округляем,
«У»- губы вытягиваем вперед
«И»- зубы показываем, улыбаемся
«Э» - челюсть опускаем
«Хоботок»↔ «Заборчик» (попеременно выполняем, губы вытягиваем вперед и растягиваем в улыбке)
«Иголка»↔ «Лопаточка» (попеременно выполняем, широкий и узкий язычок) «Качели» (кончик языка касается верхних и нижних резцов).
Работа над звукопроизношением предполагает, что у ребенка уже есть устойчивое внимание. Иными словами, заниматься этим следует начинать только после того, как малыш стал относительно организованным, усидчивым и оказался способным к целенаправленной деятельности.
Ребенок сначала должен слышать «звук», отличать его, и только потом вводится понятие «буква». Например: А-А-А- ребенок плачет, У-У-У – волк воет, Т-Т-Т - колеса стучат, Д-Д-Д- дятел стучит, Ч-Ч-Ч - теплоход и т. д. Попробуйте поискать в словах эти звуки. Покажите изображения, в названии которых есть заданный звук. Объясните, что звук может быть в начале, середине, и конце слова. Проговорите варианты.
Учите, отличать ребенка звук от похожего (С-Ш, З - Ж, Г- К).
Например, С – З - улыбаемся, зубчики показываем, язычок внизу.
Ш-Ж - губы вытягиваем вперед, язычок наверху.
К - заболели, кашляем, Г- лечимся горло полоскаем и тд.
Подберите слова, объясните значения (крыса - крыша, шить – жить, горка- корка). Этот момент будет являться тренировкой фонематического слуха ребенка и звуко - буквенного анализа и синтеза.
Произносить слова и фразы лучше тогда, если ребенок акцентирует внимание на данном предмете или производит с ним какие-то действия. Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества — песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из воды»; «Кораблик плывет по воде», «Черепашка идет по песочку. Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.
Если ребенок научился рассматривать картинку и называть изображение на ней, то можно переходить к серии картинок, связанным простым содержанием, чтобы можно было из простых предложений построить небольшой рассказ.
Например, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (большая, пушистая), что она делает (грызет косточку). Подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это большая пушистая собачка и она грызет косточку. Если занятия с ребенком будут систематическими, то постепенно связных высказываний будет больше. Дети с задержкой речевого развития очень редко задают вопросы, поэтому необходимо родителям самим рассказывать малышу о происходящем вокруг. При этом постоянно возвращаться к опыту ребенка, к тому, что он уже видел, чему он радовался. Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как детям очень нравится наблюдать за муравьями и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и т.д. Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения и рассказ.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие в развитии речи. Необходимо как можно больше лепить, конструировать, обводить различные предметы (шаблоны), штриховать рисунки, вырезать фигурки, нанизывать бусы, перебирать мелкие предметы (шарики, крупы и тд.), шнуровать.
Не нужно забывать, что речь взрослого - образец для подражания. Гармоничная, чистая и ритмичная речь не передается по наследству, а приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается.
Итак, влияние нарушения речи на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 7 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные.

Подготовила Алибаева Г.Ф.,

учитель-логопед МАОУ СОШ №2 с.Акъяр Г.Ф