Все новости
Общество
27 Марта 2018, 16:36

15 лет подводной службы

Владимир Матушкин из села Бурибай с честью прослужил в военно-морском флоте
В марте моряки-подводники отметили свой праздник. Для Владимира Ивановича этот день особый, повод вспомнить о молодости, годах, отданных защите родины.
Сбылась детская мечта…
Мальчишка, выросший среди ковыльных степей, с детства мечтал стать морским офицером. Родители не противились, хотя сами всю жизнь трудились в районе учителями. «Меня с детства воспитывали в духе патриотизма, любви к своей родине, – вспоминает он. – Мой дед был участником войны, дошел до Берлина, два старших брата отца - офицерами, один из них погиб под Харьковом. У бабушки на стене висели их фотографии в офицерских формах, которые меня завораживали, увлекался книгами о Щорсе, Чапаеве, особенно о моряках…»
Мечта служить во флоте не покидала и тогда, когда после 8 класса поступил в Уфимское авиационное училище, что для себя он посчитал «прыжком в сторону». Получив диплом техника-механика авиационных двигателей, поработать ему не пришлось, призвали в Советскую армию. Два года отслужил на Камчатке, сначала в авиационных частях, затем ракетных войсках стратегического назначения, был начальником службы светооборудования на аэродроме роты связи. В армии он написал рапорт о поступлении в военное училище, два месяца после увольнения готовился к экзаменам и поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова. А потом, так получилось, что где проходил действительную военную службу, туда же и вернулся…

Морская служба и опасна, и трудна
Впервые он вышел в море на подводной лодке К-530 в качестве командира группы акустиков. «Служба началась, это были времена становления атомного ракетного флота на Тихоокеанском флоте, когда начали прибывать корабли-ракетоносцы с севера, – продолжил далее ветеран. – В составе экипажа атомных подводных лодок стратегического назначения я выполнил 8 боевых служб, каждая из них – это 3 месяца под водой без всплытия, с боевым оружием, в постоянном напряжении, в ожидании сигнала. Ответственность командира и всего экипажа была очень высокая, мы несли службу и находились там, где нас не мог найти противник. Если вспомнить некоторые эпизоды боевых операций, то можно понять, насколько сложна и опасна служба подводника. 8 марта 1968 года в Тихом океане погибла со всем экипажем, в составе 98 человек, подводная лодка К-129. В течение 30 лет информация о причинах гибели лодки была засекречена, но после подъема части корабля со дна моря и расследования, установлено, что причиной катастрофы стало срабатывание двигателей ракет Р-21. В похожую ситуацию попадал наш экипаж в 1983 году, именно в мой день рождения, который с экипажем встречал в море. Только сослуживцы меня поздравили, как в это же время поступил сигнал тревоги – пожар в первом отсеке, произошел самозапуск торпеды на стеллажах, а рядом были и ядерные боеголовки. Торпеда – это страшный снаряд, при определенных обстоятельствах нагревается до высокой температуры. Если бы был взрыв, от нашей лодки ничего бы не осталось, ведь под нами – 5 километров воды. Нам повезло, торпеду достали, выясняли причину, вины экипажа не было.
Поменяли 18 квартир…
В 1979 году, морской офицер, начинающий службу на Камчатке, уже был женат. Приехав на место назначения, с супругой Валентиной сразу почувствовали сложности военной жизни, проблемы с жильем, бытом…
Валентина Федоровна тоже из Бурибая, познакомилась с будущим мужем на танцах, когда он приезжал домой на побывку. Бравый офицер в морской форме, наверное, нравился многим девушкам, но он выбрал именно Валентину. Жена офицера с тех пор всегда рядом с мужем.
«Когда приехали на место службы, первую ночь мы провели в казарме, – вспоминает супруга. – Верилось, что проблемы временные, но как оказалось, это только начало, за 15 лет испытали многое, поменяли 18 квартир! На Камчатке родились два сына – Максим и Иван, а в Приморье, куда потом перевели мужа, – дочь Наталья. Конечно же, было очень тяжело, особенно доставалось семье, потому что, каждый год у Владимира была боевая служба, тянувшаяся несколько месяцев, а на сопку прибывали экипажи, не было жилья, первое время жили по квартирам. И в Приморье, куда мы перебазировались, бывало, в одной квартире жили по 4 семьи, но постепенно условия улучшались. Мы были молоды, полны сил и энергии, ни на что не жаловались, поэтому успешно преодолевали все трудности. Экипажи уходили в плавание, мы, женщины, дети, организовывали концерты, конкурсы, отмечали дни рождения».
– Не переставал удивляться стойкости жен морских офицеров, которые уезжали с мужьями куда-то в «тьмутаракань», где нет нормальных условий для жизни, неустроен быт, и при этом оставались надежным тылом, любящими матерями, – говорит в тему Владимир Иванович, – и нам всегда было приятно сознавать, что нас на берегу ждали жены. С Приморья нас отправили снова на Камчатку, затем обратно, прослужил до 1994 года.
Воспитывает патриотов
Более 20 лет прослужил в армии и во флоте Владимир Иванович. Вернувшись в село Бурибай, работал в двух школах учителем черчения и информатики, затем вел допризывную подготовку будущих защитников Отчества, в 2013 году вышел на пенсию.
Символично, что дети пошли по стопам отца – стали морскими офицерами, сыновья учились в том же Санкт-Петербургом военном училище, (сегодня институт), и оба служат на севере, правда, на береговом флоте. Максим – метролог, заместитель командира части в Мурманске, Иван – морской связист, служит в Североморске. Дочь Наталья окончила Уральский горный университет, трудится по специальности также на Севере. Конечно, их служба резко отличается от той, что была у отца, – сразу же получили квартиры, созданы все условия. У Матушкиных 39 лет супружеской жизни, радуют внук и 4 внучки.

Ринат Имангулов.
Все годы работы в школе Владимир Матушкин вел патриотическое воспитание подрастающего поколения, рассказывая им о своей службе, подвигах и самоотверженности моряков, о чем может вести беседу часами. «Патриотическое воспитание состоит, прежде всего, из общения, – считает он, – потому что, за многие годы мы упустили многое, потеряли целое поколение. Если мы не будем говорить мальчишкам в школе, на улице, в обществе в целом о тех ценностях, которые были для нас значимы, они об этом не узнают. У них появятся совершенно другие ценности. Например, сегодня парни, увольняясь с армии, приезжают в гражданской форме. А какое значение военная форма имела в 60-70-е годы? Людей считали убогими, если они не отслужили в армии. Многое зависит от воспитания в семье. Пока живы, будем учить молодежь, чтобы она понимала такое емкое слово, как патриотизм».
Читайте нас: