Житель села Галиахметово Тагир Бикбов в свое время выполнял воинский долг во Вьетнаме
В 1982 году он даже не мог предположить, что окажется за границей, а родственники в течение двух лет даже не знали, где он проходит действительную военную службу.
Тагир учился в интернате в Сибае, среднюю школу окончил в селе Галиахметово, до призыва в армию получил специальность тракториста-машиниста в г.Баймаке. Практику проходил в Нижнем Новгороде на автозаводе, успел немного поработать и на Волгоградском тракторном заводе, но, когда пришла повестка, его вызвали в Хайбуллинский райвоенкомат.
По распределению попал в военно-морской флот, оказался в городе Владивостоке, где прошел курс молодого бойца.
– В течение полугода провели ускоренную общевойсковую подготовку и обучение специальности, – вспоминает Тагир Хамитъянович. – Мы не знали, куда могут отправить нас для дальнейшей службы. О том, что предстоит служить во Вьетнаме узнал только перед самой отправкой, когда со мной провел беседу офицер особого отдела, объяснив, почему нам готовят загранпаспорта взамен военным билетам. Дело было добровольное, мы подписали приказ о неразглашении военной тайны на 10 лет. На следующий день нас вывезли на запасной аэродром, где за сутки сделали 8 уколов от тропических болезней, как язва, лихорадка. Примерно половина сослуживцев не переносила прививок, парни, обессилев, падали с ног, но я смог выдержать. Именно тех, кто устоял, погрузили в самолет и отправили во Вьетнам. Нас переправляли в обстановке строгой секретности, всех переодели в гражданскую форму (также как и при демобилизации), а там нам выдали легкую тропическую форму моряков.
В военном гарнизоне во Вьетнаме Тагир Бикбов прослужил 1,5 года старшим оператором радио-локационной установки в составе 10-го полка морской пехоты.
– Моей задачей было определение координатов кораблей, самолетов. В то время военные конфликты еще не прекращались между граничащими государствами на полуострове Индокитай. Одна из крупных в то время оперативных эскадр Тихоокеанского флота базировалась на полуострове Камрань, где в гарнизоне размещалась и группа морской пехоты, военные корабли, подводные лодки, самолеты и другая техника, – продолжил он.– Вся служба проходила в гарнизоне и на территории военной базы, постоянно с собой носили автоматы, за время службы успел натереть на плече мозоль от ремня. В нашем подразделении служили 19 человек 16 национальностей и, к сожалению, не было среди них земляков. В первое время адаптировались к очень жаркому климату, бывало, что тропическая лихорадка не обходила стороной. Кормили нас очень хорошо, каждый день ели фрукты, был даже «тихий час» в самые жаркие часы дня.
За время службы Тагир Бикбов написал всего два письма на родину, в которых намеками сообщал, где проходит службу, но родные получали письма с обратным московским адресом полевой почты. «Поэтому, когда вернулся в село, все были в недоумении, задавали вопрос: «Где же ты был?», – с улыбкой вспоминает матрос. – Приходилось не раз разъяснять особенности моей службы в армии».
В 1984 году он вернулся на родину, отучился на тракториста бульдозера в Уфе, работал на различных стройках нефтегазовой отрасли, строительстве водопроводов, дорог на Севере. И сегодня он постоянно выезжает на вахты. Жена Альфира Салаватовна работает продавцом в местном магазине, вместе прожили 27 лет. По стопам идут и сыновья, которые также зарабатывают на вахте – Идель на шахте в Норильске, Галим – на стройке в Москве. «Годы службы незабываемы, оставили очень много интересных воспоминаний, с которыми часто делюсь с родными, сохранились и фотографии. Сегодня можно открыто говорить о том, где я служил», – говорит Тагир Хамитъянович.