Денис Валиахметов из села Акъяр отслужил в рядах Российской армии всего один год, но успел прочувствовать силу оружия и плечо товарища
Волею судьбы в 2010 году он оказался в Таджикистане, когда были еще свежи в памяти прошедшие кровавые события гражданской войны в этой стране, напряженной оставалась обстановка на Таджико-Афганской границе, продолжался военный конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном.
По призыву Денис попал сначала в г.Елань Свердловской области, где прошел курсы молодого бойца, затем перевели в г.Екатеринбург, определили в инженерно-саперное подразделение. Там же принял присягу, успел познать азы армейской жизни, а через несколько месяцев отправили в Таджикистан.
– Сначала на две недели нас разместили в палаточном лагере в районе города Душанбе, оттуда направили в военную часть в Курган-тюбе, – вспоминает Денис, – служил в составе взвода военной инженерной разведки, участвовали и в учениях. Нас прибыло 68 человек, а в части проходили службу 1,5 тысячи военных и в основном срочники, затем начали пополнять часть и контрактниками. В боевых действиях участвовали в основном только местные военные силы, но когда они не могли справиться с боевиками, направляли на помощь солдат с нашей части. Перед нашим взводом ставили различные задачи, суть которых мы не всегда понимали, но приказы выполняли беспрекословно. Отправляли в горы группы по 4 человека для того, чтобы произвести инженерно-геодезическую съемку зданий и сооружений, где могли находиться вражеские силы. В дорогу выдавали сухой паек на неделю, спали прямо на земле, благо погода была летом невыносимо жаркая. Все делали с особой секретностью, нам было запрещено даже разводить костры. Полученные данные заносились на карту и передавались артиллеристам для нанесения ударов.
В августе нас отправили в Нурек для охраны научного объекта, так как моджахеды пытались напасть на него. Мы не спали днями и ночами, командир буквально заставлял ложками есть кофе, чтобы мы не уснули на посту. Когда подтянули местные военные силы с Душанбе, стало намного легче.
Приходилось видеть потери среди военных срочной службы, когда на четырех «Уралах» мы выезжали на задание и колонну через реку начали обстреливать моджахеды, где погибло 24 человека. Нам приходилось только отстреливаться, поддержали нас огнем минометчики. В других боевых действиях мне участвовать не приходилось, хотя известно, что много было погибших в боевых столкновениях в Кулябе.
Помнится и другой случай. В направлении на полигон Ляур мы разминировали дорогу протяженностью 34 километра. Мы только находили мины, а обезвреживали их контрактники и офицеры. Конечно, в условиях жары пройти такое расстояние в поиске мин было сложно, саперов сопровождал конвой на пяти автомашинах «Урал». Главное, что все прошло успешно, без потерь.
В сентябре 2010 года, вроде бы, все нормализовалось, мы слышали, что приезжал сам Владимир Путин, который сказал, что порядок восстановлен. Дослужив свой срок, мы благополучно вернулись на Родину.
Благодарственное письмо командира войсковой части, пришедшее родителям Дениса, говорит о том, что он с честью выполнил свой воинский долг. К сожалению, статуса участника боевых действий, как и многие, отслужившие в Таджикистане, он не получил.
Еще до армии Денис Валиахметов окончил Акъярский горный колледж имени И.Тасимова, поэтому, вернувшись со службы в армии, долго дома не засиживался, устроился в Башкирское шахтопроходческое управление, где по настоящее время успешно трудится маркшейдером. Сегодня продолжает учебу заочно в Екатеринбургском университете, получает высшее образование по своей профессии. Не так давно обзавелся семьей, четыре месяца тому назад появилась на свет дочка, с женой Гулирой думают об улучшении жилищных условий.
Надо сказать, его брат Вадим третий год служит по контракту, участник боевых действий, службу проходил в «горячих точках», имеет боевые награды. «Рад, что у него все благополучно, пожелаю только удачи в его непростой службе», – говорит Денис.