Все новости
Общество
2 Февраля 2018, 11:02

Из Акъяра до Уфы – на такси «Далан»!

Риля Ямильевна Атанова десять лет возглавляет одну из служб такси района
В интервью нашей газете она приоткрыла завесу закулисной жизни своей работы:
– Таксист – опасная и тяжелая профессия. Многие самостоятельные извозчики идут работать в состав диспетчерских служб. Здесь можно отслеживать местонахождение, предупреждать проблемные ситуации, получать стабильные заказы.
– Риля, расскажите, с чего вы начинали?
– В 2008 году искала работу в Сибае. Наткнулась на объявление, что требуется оператор в службу такси на маршрут «Сибай-Уфа-Сибай». Привлекло то, что работать можно было, сидя дома. Поработала две недели. И пришла идея открыть службу такси у нас в районе. Так появилась первая служба такси в районе под названием «Удача». Родители не верили, что у меня получится. Думали, что я потеряю деньги и время, вкладываясь в малопонятное дело. В 2012 году из индивидуального предпринимателя службу перевела в общество с ограниченной ответственностью «Фортуна», такси переименовала в «Далан».
– Как население восприняло службу такси?
– Многие не верили, что можно ездить на такси, заплатив только за себя. Думали, что если водитель не набирает пассажиров, то придется платить и за пустые места в машине. Потом, набравшись опыта, водители и диспетчера уходили и открывали свое такси. На сегодня работают в основном обученные мною диспетчера и водители.
– Какие ошибки совершают пассажиры, заказывая такси?
– Некоторые думают, если сами напрямую свяжутся с водителями и закажут такси, то их не подведут. И считают, это надежно. За водителей, что выехали не через диспетчера, служба такси ответственности не несет. Через диспетчера водители выезжают, как правило, по очередности, отдохнувшие. Был случай, когда пассажир позвонил не нам, а своему знакомому водителю и заказал такси. Тот пассажира отдал другому водителю, полагая, что он едет от нашего такси. А люди были через группы попутчиков. Как потом выяснилось, он не хотел ждать своей очереди, усталым, набрал попутчиков и выехал, не отдохнувши. И совершил аварию со смертельным исходом. Пассажирка, что звонила знакомому водителю, потеряла дочь в этой аварии. Поэтому лучше заказывать, позвонив диспетчеру, а не знакомым водителям. В худшем случае мы откажем пассажиру, и он запишется в другое такси.
– Чем ваша служба отличается от других?
– Служба работает официально. Выдает проездные билеты. В сфере такси 10 лет, работают только проверенные водители. В праздники – скидки. Индивидуальный подход к каждому клиенту – особенно для женщин с детьми существуют гибкие расценки оплаты проезда. Заказы принимаем и с «Ватцап», и «Вконтакте», и по телефону. Можем предложить машины и на другие маршруты, например, в Челябинск, Екатеринбург, Самару и другие города и населенные пункты. Для отдельных случаев предоставляем автобусы.
– Что значит быть диспетчером?
– Диспетчер занимается распределением заказов между водителями и контролирует их. Именно его голос слышит пассажир, звоня в службу такси. В общении с ним выясняются все нюансы заказа – тарифы, адрес, время и дата, класс автомобиля. Помимо этого, оператор – это человек, который слушает все упреки и даже угрозы пассажиров. Основное требование к этой должности: приятный голос и недюжинное терпение, которое позволит человеку всегда быть приветливым, несмотря на ответное хамство со стороны клиентов. Работа у диспетчеров очень сложная и не нормированная. Звонки принимают без перерыва и выходных. В праздники и вовсе аврал. Звонков в десятки раз больше и все, например, из Уфы. Вот и ждешь, когда позвонят клиенты из Акъяра, чтобы выпустить машину в рейс. А звонки еще обрабатывать надо. Голова кругом. Звонки перебивают друг друга. Многие обижаются на диспетчеров, мол, кинули, не записали, подвели. Не все могут с такой работой справиться. Из пяти обученных остаются работать один, два. Так, когда мне надо было ложиться в роддом, некому было доверить телефон. В больнице пролежала три недели, как раз под Новый год. Праздник встретила в роддоме. И все это время я активно работала, а звонков было немереное количество. Умудрилась отправить под Новый год четыре автобуса и много легковых.
– А как вы вышли на автобусников?
– Со временем через нашу службу начали таксовать водители из Уфы. Они и посоветовали отправлять автобусы в праздники. Сложность заключалась в том, что их нужно было заполнять по количеству мест. Например: записываются за пару дней человек 25-30. За день до выезда их оставалось 18-20 человек. А до выезда нужно было найти недостающих клиентов. Каждого нужно было обзвонить и сообщить о том, какой автобус поедет (Форд, Мерседес, Фиат), госномер, имя водителя. Были случаи, что пассажиров село на два-три человека меньше. Я не брала с водителей денег, только чтобы он поехал. И если он соглашался, искала на обратную дорогу хотя бы 1-2 пассажиров. Это было не просто тогда.
– А много ли водителей у вас?
– Такси «Акъяр-Уфа» – это, скорее, служба по нахождению клиентов водителям, частникам, а не таксопарк со своими машинами. Служба такси пополняется новыми водителями. Я из них отбираю самых опытных, умеющих ладить с пассажирами.
– С какими проблемами вам приходится сталкиваться в своей работе?
– Бывает, пассажиры резко отказываются, и водитель остается с одним человеком. Или не смогли набрать на это время нужное количество пассажиров, и водитель сам отказался выезжать. Водитель вправе не выходть в рейс, так как он с одним пассажиром остается в убытке. Чтобы не подводить пассажиров, отдаем в другую службу или ищем попутные машины. Если находим, то предупреждаем, что за попутчика мы не несем ответственности. Но бывает и попутчиков не найти. Это ни в коем случае не «кидалово», как любят говорить обиженные пассажиры. Довольно часто бывает и наоборот. Заказывают несколько такси и уезжают на одном из них, не предупредив остальных. Некоторые не едут в оговоренное время, а водители узнают об этом, когда уже подъезжают по адресу. Пассажир трубку не берет и дверь не открывает. Водители отказываются брать в путь и нетрезвых клиентов. Тяжело ехать с запахом перегара и водителю и попутчикам. Порой среди них попадаются и дебоширы. В своей работе мы, прежде всего, стараемся угодить клиентам, делаем все возможное, чтобы было комфортно им. Сейчас муж помогает мне. Подрабатывает таксистом в свободное время. Хотя у него свое дело есть.

Маргия Земскова.

Юрий Платонов из села Бурибай работает в такси «Далан» почти с самого начала его работы в сфере пассажирских перевозок.

– Юрий, почему многие таксисты любят блатные песни? Ведь не всем пассажирам нравится это…
– Я не знаю, слушаю ретро 80-90-х годов. И радио. Да, не всем пассажирам нравится музыка в машине. Не против, если они свою флешку поставят, послушаем их любимые песни.
– Вы курите за рулем?
– Курю. Особо недовольных пассажиров я быстро выкуриваю. Это шутка. Курю, когда один. А с пассажирами останавливаюсь, чтобы покурить.
– Вы разговариваете с пассажирами в пути?
– Если они сами поддерживают беседу. Или когда сами интересуются чем-либо. За дорогу я слышу столько историй от клиентов, что мог бы написать о них книгу.
– Говорите ли вы за рулем по телефону?
– Говорю. Но в танки не играю. А если серьезно, да, приходится брать телефон, если звонят. Или если мне нужно по делу позвонить. Ситуации бывают разные. Например, нужно связаться с диспетчером, уточнить номер телефона, адрес, цену и так далее.
– Люди стали больше ездить или меньше за эти годы?
– Меньше. Это говорит, скорее всего, о благосостоянии наших хайбуллинцев. Ездят все больше на своих машинах.
– Вы помогаете диспетчеру набирать пассажиров?
– Да, приходится порой и хитрить. Завел страницу «Вконтакте» под другим именем. И если пассажиров не набираем, то сам ищу их через группы попутчиков. Люди ищут машины, чтобы подешевле уехать. Но в итоге они сами не знают, с кем едут и на чем…
– Опасно ли ездить с попутчиками?
– Конечно! Буквально на днях забирал пассажиров такого горе-попутчика. Машина сломалась, люди сидят и ждут погоды у дороги. Если бы через диспетчера, то их оперативно пересадили бы в другую машину. Был случай, машина попутчика тоже сломалась. Он в Стерлитамаке машину оставил в сервисе и уехал, бросив пассажиров. Молодые девчата мерзли до ночи. Я их забрал, когда уже родители начали обзванивать все такси, искать машину, чтобы детей до дома довезли. А поехали бы они на такси, уже через час или полтора заменили бы машину.

Илюза Нураева, постоянный клиент службы такси «Далан»:
– Всегда пользуюсь услугами такси «Далан», по работе приходится часто ездить в Уфу. Водители никогда не подводили, всегда довозят туда, куда попрошу. Машины комфортабельные, теплые. На вызов отвечает приветливый диспетчер. Знаю и хозяйку такси – доброжелательная, отзывчивая. Благодарна ей – выручала не раз.
Дороги-дороги. Куда только мы не едем. Раньше было все проще – автобусное движение было регулярным, в дальние расстояния мы выбирали поезда, а то и самолеты. Даже в столицу нашей республики можно было по воздуху добраться за час времени. А сейчас вопрос с нашим передвижением взяли на себя службы такси. Казалось бы, что сложного в работе такси: клиент-диспетчер-водитель. Но… Именно эта служба часто становится предметом негодования, пересудов, обвинений и недовольства тех, кому так или иначе приходится обращаться к ней.
Читайте нас: