Все новости
Общество
19 Октября 2017, 19:21

Два столетия мечети

190 лет насчитывает история мечети деревни Мамбетово

Основатель деревни Мамбет
Деревня Мамбетово расположена на берегу реки Таналык. Ее название происходит от Мамбета, выходца казахского племени Урта Йоз Аргын, рода Акбулата. Мамбета сначала звали Янсары. Он сын казаха Мырзабека. Мальчика, пасшего коней отца, прихватили вместе с табуном коней, чтобы он не сообщил своим сородичам об угоне лошадей, башкиры во время набега. Его на воспитание взял старшина Усерганской волости Сабыр, и дал ему другое имя – Мамбет. Так, по воспитанию, образу жизни, казахский мальчик Янсары стал известным башкиром Мамбетом. У него было 3 жены, 8 сыновей и 6 дочерей. Самые известные сыновья – Исянгул (1773-1848 гг.) и Габит батыр (1786 г.р.).
Считается, что Мамбетово стало самостоятельной деревней приблизительно в 1823-1830 гг. Отдельной деревней упоминается в VIII ревизии, проведённой в 1834 году, в которой указана и мечеть. Тогда в 23 хозяйствах проживало 232 человека. А уже в 1866 году в Мамбетово их называли «казахлар» в 86 дворах проживало 494 человека, в 1900 году зафиксированы школа и 749 жителей.
Ранее аксакалы рассказывали, что нередко ранним утром Мамбет верхом на своём жеребце приезжал из деревни Айыулы (находилась на реке Айыулы, это правый приток реки Бузавлык), где он жил в последние годы жизни, чтобы контролировать рано ли встают его дети, чтобы подоить кобыл и коров.
Село росло быстро, в 1889 году в 98 хозяйствах проживал 801 человек, действовали мечеть и медресе. Первое официальное упоминание – в 1827 году. По архивной справке по Усерганской волости на 1 июня 1915 года мамбетовская мечеть упоминается « …в списке мечетей, находящихся в Троицком уезде». Наименование мечети – «соборная», фамилии, имена духовных лиц, состоящих при мечети, – «Каиповъ Халiулла, указ отъ 26 ноября1881 года № 6039», духовное звание «имамъ», Каипов Хуснутдин, указ отъ 11 июля 1912 г. № 2048, муазинъ».

Основал мечеть Исянгул
Раньше Мамбет и его сыновья с семьями летом жили в летней стоянке на берегу реки Таналык, где сегодня стоит Мамбетово, а на зиму перебирались в Сабырово, Айыулы. Со временем его старшие сыновья и на зимовку начали оставаться в деревне. Утар (хутор) этот до 1818 года был не очень большим. Примерно в это время четвёртый сын основателя деревни старшины Мамбета Исянгул Каипов, переселился в Мамбетово на постоянное место жительства и сыграл в его развитии большую роль. Исянгул – основатель мечети, построил богоугодное заведение на месте дома своего отца, чуть выше места до которого однажды весной дошла река Таналык во время сильного разлива.
Исянгулу посвящено немало страниц в «Шэжэрэ Мамбет». Он один из ярких представителей башкир, человек глубоко верующий, образованный, с 1817 года состоящий на службе Российского государства, чиновник 13 класса, помощник главы 9-го кантона, башкирский дворянин. Майор, сделавший много добрых дел для своего народа на посту смотрителя-попечителя, завоевавший авторитет не только среди башкир, но и среди русских. Получив соответствующее образование, в 17 лет начал военную службу. Сначала служил казаком по охране Оренбургской линии. Позже по приказу генерал-губернатора В.А.Перовского в начале XVII века организовал военный гарнизон на территории нынешнего районного центра Зианчуринского района (ныне с.Исянгулово), был назначен его начальником. Известно, что солдаты гарнизона, прошедшие военную подготовку при Исянгуле, воевали против французов в 1812 году. Скоро за счёт переселения в гарнизон военных и жителей близлежащих деревень возникла довольно большая деревня, которую в честь основателя назвали Исянгулово. В последние годы жизни Исянгул Каипов был попечителем над кантонами. Он заботился о своём народе, строил мечети, когда началась в России кампания передела-распродажи земель, боролся за земли своих предков.
Исянгул Каипов умер в 1848 году в возрасте 75 лет, похоронен в д. Мамбетово. Благодарные односельчане в 1994 году установили на его могиле мраморную доску.
Исянгул был очень образованным человеком. Специально нанятый его отцом Мамбетом гувернер Степан смог сделать его всесторонне развитой личностью. В 1826 году Исянгул в личной беседе смог уговорить генерал-губернатора Оренбургской губернии генерал-полковника Т.С.Циалковского и генерал-майора В.А.Перовского выделить финансы на строительство мечети в деревне Казахлар (Мамбетово).
Примечателен разговор, состоявшийся по преданию незадолго до окончания постройки мечети между Исянгулом и губернаторами Т.С.Циолковским и В.А.Перовским. На их вопрос: «Ну, Исянгул Каипов, закончил строить мечеть?» Ответ был: «Нет, пока не получилось. Не хватает средств. Вот если бы помощь моих двух братьев...» – «Каких таких братьев? Кто они?» – «Братья мои: первый – Салкауски, а второй – Бирауски...». – Ответом тех были 200 рублей, в то время это была большая сумма. Так, с помощью известнейших людей России того времени, была достроена мечеть в Мамбетово. («Салкауски» – полковник Т.С.Циалковский, генерал-губернатор Оренбурга. «Бирауски» – генерал-майор В.А.Перовский, военный губернатор Оренбурга, человек, оставивший глубокий след в истории башкирского народа).
С села Каргалы пригласил Исянгул знаменитого священнослужителя Мухаметхасана бин Мустафу указным муллой. Помимо службы он учил мальчиков основам ислама, языкам, а девочек учила его абыстай.
Второй имам мечети – сын Исянгула Габдельмоталип, по сведениям шэжэрэ он и в 1859 году (в возрасте 62 лет) продолжал службу. Сын Габдельмоталипа Сунагатулла, после обучения у Юлык-ишана, тоже становится имамом в родной мечети, но очень рано уходит из жизни из-за болезни.
В 1859 году на службе в мечети был ещё второй, указной имам, 38-летний Гимазетдин Аралбаевич Мамбетов, прошедший обучение у Юлык-ишона. В дальнейшем на службу в мечеть придет сын Гимазетдина Габдельхаким-мазин. Отсюда в 1921 году его заберет ВЧК и домой он уже не вернется.
Мамбет и его сыновья Исянгул, Рахматулла хорошо понимали роль мечети в воспитании и обучении. Мечеть постоянно работала, в медресе обучались и из соседних сёл. Потомки Мамбета обучались в Каргалах Оренбургской губернии, у знаменитого Зайнуллы Расулева в Троицке в медресе «Расулия», которое учёный Рыбаков назвал «Лучшим Исламским институтом России», а также в медресе г.Орск, с.с.Акъяр, Темясово и других.
Шагимардан, сын сотника Ярмухамета, внук Исянгула, огородил мечеть высоким каменным забором, который сохранился до 60-х годов. Мечеть несколько раз ремонтировали. Капитальный ремонт делал Кызыр-бай. После смерти Кызыр-бая его жена Баян вместо обветшавшего медресе построила новое деревянное медресе и обучала детей.
Мечеть постоянно работала до 1928 года. Старики села ходили в мечеть, по воспоминаниям старожилов, и в 30-е годы, примерно до 1940 года. В 1930-е годы образовали в селе колхоз, начались запреты ходить в мечеть. Затем её судьба похожа на судьбы большинства мечетей нашей Родины – перед войной здание служило клубом, в годы войны и до 1952 года – зерноскладом.
Зимой 1951 года сгорела 7-летняя деревянная школа деревни, бывшая одной из самых больших в районе. И в 1952 году мечеть переделали в школу, убрав минарет. Серебристый полумесяц, как говорят старожилы, забрал на хранение Гарифьян Мамбетов. Есть предположение, что позже он был установлен на его могиле. Затем в здании бывшей мечети располагались интернат для учащихся из соседних деревень, контора отделения совхоза.

Новый виток истории
6 января 1992 года на общем собрании мусульман выносится решение об организации мусульманской религиозной общины. Имамом избирается Зиннур Абхаликович Ахметов (1928 г.р), а муадзином – Миннихан Насибуллович Халилов (1936 г.р.). 15 октября 1992 года принимается решение просить вернуть народу здание мечети. Руководство совхоза и администрация сельсовета одобряют это решение и мамбетовцы, собрав деньги, на свои средства отремонтировали мечеть.
2 июля 1994 года, в день праздника Шэжэрэ, проводится торжественное открытие мечети. Через пять лет здание было газифицировано, а вскоре произведен капитальный ремонт крыши. Все строительные материальные затраты, связанные с ремонтом и функционированием мечети финансируются прихожанами, многие работы выполняются ими же на субботниках. 22 января 1997 года на мечеть устанавливают новый минарет, но он получился ниже изначального, с которого, как говорят, виден был Акъяр.
По сей день мечеть «Исянгул» живет и действует, неся свет ислама всем нам. В мечети широко празднуются Ураза, Курбан, Маулид байрамы. Народ с удовольствием посещает Пятничную молитву.

Слова благодарности
Большой личный вклад в восстановление мечети внес имам-хатиб мечети (1992-95 г.г.) Зиннур Абхаликович Ахметов, прошедший обучение в мечети г.Сибай, много сделал по ремонту мечети «Почетный имам-хатыб» Касим Тахирович Мамбетов (1995-2006 г.г.). В 2006 г. имамом стал Миннихан Насибуллович Халилов. В конце 80-х годов вместе с З.А.Ахметовым они организовали мусульманскую религиозную общину, восстанавливали мечеть. С января 1992 г. он был муадзином мечети. Мударис Ишмурзович Каипов прошел обучение в медресе «Галия», обучает детей основам ислама. Он является имамом-хатибом мечети с 2009 г.

Каменные мечети
Около деревни Мамбетово сохранилось несколько древних Каменных мечетей открытого типа. Порядка 5 мечетей находятся в 5-6 км на север от села на берегах реки Макан. Ещё одна – на юге деревни по пути в Сагитово в долине Адельсайы, и в 3-4 км на юго-запад от села на берегу реки Таналык.
Башкиры до революции зимовали в основной деревне, а лето проводили на летних пастбищах. Мусульманам и на кочевьях нужно было соблюдать религиозные обряды, ходить на пятничный намаз. Эта потребность породила идею строить Каменные мечети на местах кочевья, подобные тем, которые строил наш пайгамбар Мухамет.
Старейшина села Мамбетово Усман Муртаза улы Мамбетов (1912 г.р), рассказывал, что помнит, как ещё маленьким ребёнком в последний раз перед революцией, он кочевал на джайляу с односельчанами. «Потом всё в стране перепуталось, и мамбетовцы больше не стали выезжать на кочевье. Но я не раз видел, как путники, проезжая мимо, останавливались в Каменных мечетях, читали аяты. Эти мечети должны быть древними, так как не помню, чтобы кто-то из старейшин говорил, кто и когда строил их».
Каменные мечети в основном сложены на пригорке из камней. Здания никакого у них нет. Просто в форме круга огораживается территория диаметром 4-5 м, окружностью 12-15 м, оставляется дверь-вход. В них может поместиться 15-20 человек. В некоторых есть и михраб для имам-хатиба, но считается, что это необязательно. Рядом с каменными мечетями есть захоронения умерших на кочевье, так как у мусульман принято хоронить почивших в тот же день.

З.Хасанова,

д.Мамбетово.

На сегодня в 146 домовладениях деревни Мамбетово проживает порядка 600 человек. Здесь есть школа, детский сад, медпункт, дом культуры, краеведческий музей, памятник павшим в Великой Отечественной войне, мечеть, магазины, детская игровая площадка. Жители села хорошо знают и помнят свои корни – дважды провели праздник Шэжэрэ.