Все новости
Общество
21 Сентября 2017, 19:06

Духовная сила ишана

Близ деревни Валитово состоялся йыйын, посвященный памяти известного религиозного просветителя, ишана Гатауллы Абдулмаликовича Алибаева
В каждой эпохе нашей жизни были духовно сильные люди, святые личности, как Гатаулла ишан, Зайнулла ишан, Мужавир хазрат, Габдулла Саиди ишан и другие, которые проповедовали добро, помогали людям раскрыть глаза перед правдой и смыслом жизни.
Они не только лечили людей, обладая навыками гипноза, тибетской медицины, имея врожденную энергетическую силу, но и видели будущее человечества. Многие считали их посланниками Бога, миссия которых помочь людям, делать добро, учить быть милосердными, уважать друг друга… В свое время они внесли неоценимый вклад в духовное просвещение башкирского народа, на их примере воспитывается и нынешнее, и последующее поколения.
Сегодня имя Гатауллы ишана ставят в один ряд с известным Зайнуллой ишаном Расулевым. Они были единомышленниками, вместе путешествовали по свету, совершали хадж в Мекку, учились в Стамбуле, Багдаде, Египте, и, получив религиозное звание ишана, распространяли новое религиозное учение среди башкир, сделали большой шаг в обучении мировым наукам в медресе, вместе испытали тяготы ссылки.
Отдавая дань памяти и уважения к этим личностям, в начале второго тысячелетия в нашем районе была заложена традиция собирать йыйын (собрание, конференцию) на месте захоронения Гатауллы ишана (1835-1914) в д.Валитово, на который съезжались религиозные деятели, мусульмане и приверженцы исламской веры со всех уголков республики и некоторых областей. Но в последние 8 лет, в силу разных причин, традиция начала уходить в забвение. К радости мусульман, в этом году ее возродили, благодаря поддержке духовного управления мусульман республики, руководства нашего района и просто активистов из числа духовенства.
На широком майдане, рядом с кладбищем деревни, где захоронен Гатаулла ишан, собралось множество верующих, приверженцев ислама, несмотря на дальнюю дорогу приехавшиех из разных районов, городов республики, областей, потомки ишана. Примечательно, что много было среди них молодежи и детей.
Традиционно, открывая и благославляя йыйын, имам-хатиб мечети деревни Валитово Фаниль хазрат Исянгильдин прочитал аят во имя процветания многонациональной республики, мира, добра, справедливости и спокойствия.
В приветствии от имени руководства района управляющий делами администрации муниципального района Шакир Давлетшин отметил, что религиозная общественность собралась с добрыми намерениями: прочитать молитвы во имя мира, процветания республики, памяти предков, для очищения души. Такие встречи объединяют, духовно обогащают людей, призывают к милосердию, доброте и справедливости, дают духовную силу и надежду исламской вере. Вспоминая Гатауллу ишана, верующие надеются на то, что внесут свой вклад в единение людей различных вероисповеданий, укрепление межнациональных отношений, в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
В этот день было очень много желающих высказать свое мнение, отношение к данной встрече, выразить самые добрые пожелания. Приветствие муфтия духовного управления передал имам-мухтасиб Баймакского района, представитель (ахун) ДУМ РБ по Зауралью Хамза хазрат Хафизов. Каждый из ораторов отмечал высокую значимость события в возрождении веры, приобщении людей к нравственным устоям, к религии. Высокие слова и искренние пожелания прозвучали из уст имама-мухтасиба Хайбуллинского района Юлая хазрата, имама-хатиба Сибайской мечети Агляметдина хазрата, имама-хатиба мечети с.Целинное Юлдыбая Аслаева, внучки Гатауллы ишана Зифы Ядигаровой, редактора журнала «Аманат» Сальмана Яруллина, писателя, журналиста Ахмера Утябая, руководителя этно-группы «Аманат» Рината Рамазанова, который исполнил мунажаты. Не остались в стороне гости из Оренбургской области, имам-хатиб народного Дома «Караван-сарай» Хурматулла хазрат Буранбаев, имам-мухтасибы Абзелиловского района Ахмет хазрат, Зилаирского –Ягафар хазрат, Белорецкого – Исмагил хазрат и многие другие.
Большой йыйын завершился чтением намаза, после которого всех участников встречи ожидало угощение, приготовленное из жертвенных овец, бишбарбак приготовили домохозяйки для всех гостей.
Хамза хазрат Хафизов.
– Один из хадисов пророка Мухаммада призывает верующих посещать могилы мусульман и читать молитву – аят. И в этот день, прежде всего, мы выполнили данную миссию, в память не только о Гатаулле ишане, похороненном на этом кладбище, но и всех усопших.
Мне в душе вдвойне приятно и даже ответственно проводить этот йыйын, поскольку я родился и вырос в деревне Валитово, после армии работал здесь, но в 80-х годах переехал в Баймак. На этом кладбище похоронен мой отец, односельчане. Думаю, по отношению к ним мы выполнили свой святой долг.
Салават Кильдин, общественный деятель.
–Сюда нас привел дух Гатауллы и Зайнуллы ишанов, спасибо всем организаторам за то, что смогли собрать вместе столько мусульман.
Своеобразие нашего народа – в его открытости, простоте, и, наверное, поэтому Всевышний одарил их многими святыми, провидцами, целителями. Один их них –Гатаулла ишан, ставший наравне с Зайнуллой ишаном, известной личностью. Приезжая сюда, на его могилу, мы через них и молитвы обращаемся к Богу в надежде на помощь, выражаем свои пожелания на лучшую жизнь, возвращение веры народу. Провидцы (аулия) всегда для народа были учителями и воспитателями, через них к людям, земле, стране приходит достаток, свет, вера, а самое главное – духовное обогащение.

Ринат Имангулов.

Из истории

Алибаев Гатаулла Абдулмаликович (Абдельмаликов Гатаулла), 1836 г.р., родился в д.Валитово Тангауровской волости Орского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Валитово, сельское поселение Целинный сельсовет Хайбуллинского района). Мусульманский религиозный деятель, ишан, духовный просветитель, последователь суфизма, сторонник братства Накшбандия.
Первоначальное духовное образование получил в мектебе деревни Валитово, продолжил обучение в Стамбуле. После возвращения на родину открыл медресе, где преподавал учение суфийского братства Накшбандия. Был обвинен ортодоксальными религиозными деятелями в бидгате (нововведениях). В 1873 г. сослан властями в Вологодскую губернию. В 1881 г. вернулся на родину и работал в своем медресе. Активно участвовал в реформировании мусульманского образования. Совершил хадж. Занимался врачеванием, получил признание как аулия.
Умер и похоронен в 1914 г. в д.Валитово.
Читайте нас: