На берегу реки Сакмары, на месте бывшей деревни Утарбай прошел шэжэрэ-байрам Атановых
В центре поляны особое место занял главный атрибут праздника – родословное древо. А начинается оно с 1795 года, во всяком случае, с пятой ревизии деревни Бикбау, где в документах упомянуты имена второго поколения старика Атана – Абызая, его сыновей Байрамгола, Сирабая, Тулебая, Ырыскола, Йыгансуры, Исламгола, Баймухаммета.
Праздник начинается. Аксакалы рода Атановых – Рафкат, Абдували, Зуфар, Вали, Талгат и Рацил говорят напутственные слова.
Друг за другом на сцену поднимаются наследники рода Атановых. Они рассказывают об истории своего рода, вспоминают добрым словом предков и хвалят молодых продолжателей рода. Видно, что они с любовью и гордостью изучали его историю.
На данный момент большинство Атановых проживает в селе Ивановка, самый старший из которых – Абдувалей Идрисович. Его сыновья Гайса, Амир, Кадир, внуки – Артур, Айдар, Саит, Булат и самый младший представитель рода – Самир, которому исполнилось 2 месяца. Абдувалей сохранил в памяти названия родников и возвышенностей, полянок и даже камней. Он знает, где находится лес Корманая, луг Абызая, колодцы имени снохи Атановых Гайзы, Сирая, а у какого источника Утарбай поил табун лошадей, которых гнал, возвращаясь из армии. Сенокосные угодья Ахматшы и Ишбая до сих пор радуют глаз обилием трав. Есть гора Ислам оскан (Ислам летал) – собирая луговой лук, со скалы слетел сын одного из Атановых, Ислам, остался жив, зацепившись за ветку дерева льняной рубахой. На лугу Корт когда-то была и деревенька с одноименным названием. Есть и Угез таш (Бычья гора) – быки бодались на той горе и упали оттуда. Есть легенда, что богатырь по имени Зиннай мог попасть в пятикопеечную монету на Сынташ стрелой из лука с горы напротив. Олотау, Око (Сова) тау, Козатау – у каждой горы свое название. Есть место Хуснутдин талы, там дедушка Хуснутдин держал пасеку, был трудолюбивым, щедрым, выращивал овощи и поэтому его семья никогда не голодала. В этих местах паслись поголовья скота, табуны лошадей. Когда шли лошади Баймухаммета на водопой на Сакмару, впереди идущие лошади пили воду, а табун тянулся до самой вершины горы. Это расстояние около километра. Даже в голодную годовщину 1891 года ему удалось сохранить поголовье табуна.
Представители рода Атановых преуспели в разных сферах. Аюп Каримович, 1948 года рождения, долгие годы занимал руководящие должности в разных структурах района, сейчас является председателем совета аксакалов района. Борис Сафиуллович, 1952 года рождения, заслуженный строитель РБ, награжден орденом «За заслуги в строительстве». Ринат Талгатович – майор в запасе, награжден орденом Красной звезды. Гайса Абдувалеевич – депутат сельсовета, предприниматель, его имя прочно войдет в историю рода Атановых как строителя мечети «Идрис» в селе Ивановка. Талип Каримович – директор школы села Ивановка, депутат сельского совета. Ирек Насибуллович – музыкант, руководитель ансамбля «Рух». Рафкат Каримович – ветеран труда, долгие годы отдал горно-обогатительному комбинату села Бурибай, самый старший представитель рода Атановых, 73 года. Фаил Талипович – инженер, работает в «БашРЕС»е. Муса Мухаметгалеевич – педагог горного колледжа села Акъяр. Хафиза Сагадаткиреевна – живет в селе Юлдыбаево Зилаирского района. Педагог с большим стажем. Она и ее брат Талгат – организаторы и помощники в создании шэжэре Атановых.
Главная цель праздника – оставить молодому поколению историю рода, подтвержденную документами, главное назначение праздника родословной – пробуждение у людей чувства гордости за своих предков – было достигнуто. Потомки Атана в этот день благодарили за организацию такого праздника Талипа, Латифу, Аюпа, Абдували Атановых и Марата Абзгильдина. Они проделали большую работу, чтобы кровные братья и сестры, отцы и деды, внуки и правнуки могли встретиться, познакомиться и дальше поддерживать родственные связи.
На сцене прозвучали красивые танцевальные и музыкальные номера с помощью Ирека Атанова, который не только сам красиво поет, но и сочиняет музыку. Исполнение им песни «Утарбай» затронуло сердца собравшихся, которые украдкой утирали слезы. Фания Мингазова тоже сочинила песню, посвященную родной деревне, и сама спела. Недалеко от сцены был накрыт праздничный стол, всех желающих угощала вкусным чаем из самовара Шамсикамал, сноха Атановых.
Праздник получился светлый, с ностальгическими нотками, и завершился дастарханом, который раскинулся на поляне под сводами вековых берез.