Все новости
Общество
2 Июня 2017, 11:16

Есть ли шанс у общежития?

Настоящим шоком стало посещение общежития по улице Юбилейная, в народе ранее называемого «пмковское», а теперь – «Шанс», так как с торца его здания расположен магазин с одноименным названием. Почти в центре Акъяра, на перекрестке улиц Батанова и Юбилейная расположено это облупленное здание – общежитие коридорного типа с множеством проблем, как для самих обитателей, так и для остальных.

С одной стороны – ничего криминального, подобных общежитий в районе (да и по всей стране) хватает, а с другой стороны – ситуация с этой общагой настолько запутанная, условия проживания настолько плачевные, что не замечать этого уже невозможно.
После «экскурсии» в общежитие решили провести свое маленькое расследование, чтобы хоть как-то пролить свет на эту ситуацию. Итак, все по порядку…
В первом подъезде жуткий запах человеческих и кошачьих испражнений. Наш народ гостеприимный, добродушный. На стук двери открывали почти все жильцы этой общаги.
Ильдар и Халида Кадыргуловы 25 лет живут в общежитии. Они занимают две комнаты, что считается «хоромами» в условиях общежития. Двое детей выросли здесь. Тимур и Айгуль Гафаровы живут три года. Уютно, чисто в комнате, молодые люди разделили ее на кухонную и гостино-спальную зоны перегородкой:
– Кто хочет жить красиво, будет все делать для этого. Хотим покрасить, побелить в подъезде. Но не все от нас зависит.
У Азамата и Алии Тагировых двое детей:
– Мы построили свое жилье. Но так получилось, что жить там не можем. Строим теперь еще один дом. А здесь, когда заселились, стены синие были. Мы поклеили обои, но они стали отваливаться, переклеили. Вот снова будем ремонт делать.
Зиннур Утяшев:
– Шесть лет здесь живу. В прописке отказали. Пришлось в Таштугае у родственников прописываться. Условия, конечно, словом не передать. Крыша течет. Соседку с угловой комнаты и вовсе в дождь заливает.
Расима Денисламова:
– До того, как поселиться в это общежитие 13 съемных квартир поменяла. Только ремонт сделаю – просят освободить. Добивалась своего угла долго. Дали комнату, была и этому рада. Сыновьям 24 года и 18 лет. Все их детство здесь прошло. Им друзей стыдно было приводить домой, но другого угла не было. И я не могу гостей собирать. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Дело в другом. Ремонт общежития не делали все эти годы, говорили, не на чьем балансе оно не состоит. За все время проживания один только раз все жильцы скинулись и покрасили снаружи. С крыши течет. Хотели сами залатать дыры, но страшно туда ступить ногой, стропила гнилые, опасно лезть туда. Здесь почти все пьют. Выселяются прежние жильцы, заселяются новые и тоже пьют. И много чужих, приезжих. Соседи сами не живут в комнате, но там постоянно многолюдно, шумно, особенно в праздничные дни. А сколько раз были возгорания! Удивительно, что не случился крупный пожар. А долги за услуги у некоторых по 30 с лишним тысяч рублей накопились. Кто-то уже из-за принципа не оплачивает, так как условия такие. Да и раз другие не платят, за всех отдуваться не хотят. В коридорах никто не убирается. Жильцы сами, которые добросовестные, поддерживают мало-мальски порядок. Стены потрескались. Трещины с палец толщиной, батареи зимой холодные, ставим обогреватель. Техника перегорает, так как напряжение не стабильное. Стены черные от сырости. Бронхитом хронически болеем. В шкафу вещи сыреют, я, например, сушила его, поставив обогреватель вовнутрь. В туалет ходить некуда. Пыталась сама чистить туалет, который рядом с магазином «Семья» стоит, но это ненадолго. Подростки до поздней ночи собираются в подъезде, пьют пиво, курят, гадят. Сделаешь замечание – хамят. Родители думают, что они в школе. Хочется обратиться к мамам и папам, контролируйте своих детей. Не думайте, что это чужие дети, и вас это не касается, если приходит поздно домой, может это именно ваши дети здесь постоянно «тусуются». И криминала было немало – драки, убийство, и горели мы. Короче, прошли огонь, воду и медные трубы. На крышу комиссия даже не смогла пройти, ремонта требуют и окна, коридор. Это первостепенное и срочное. Обои каждый год меняю. Но от сквозняка они вздуваются. Лестницы гнилые, вот-вот провалятся. Общежитие теперь на балансе сельсовета. Ждем перемен.
Глава сельского поселения Акъярский сельсовет Эльдар Буранбаев:
– 25 марта 1948 года было принято Постановление Совета министров СССР об организации треста «Башмедьстрой». Работы выполнялись в городах Сибай, Баймак, районных центрах Аскарово, Зилаир и Акъяр (ПМК № 292). Именно в этих годах шла интенсивная стройка. Появлялись школы, больницы, детские сады и, конечно же, жилье. Одним из первых в нашем райцентре появилось общежитие из красивого красного кирпича, в народе так и прозванное «пмковское». Для молодых строителей были созданы условия по тем временам отличные – в общежитии был вахтер, комендант, технический обслуживающий персонал, туалет, мойка, кухня и прочие блага. В коридорах было светло, чисто, в комнатах тепло и уютно. Так было, собственно, до 1989 года. Именно в этом году начались всякого рода преобразования. Так случилось и с трестом «Башмедьстрой». После многих перипетий он в 2000 году был признан банкротом.
Дабы не забивать голову читателя всевозможными датами и цифрами, скажем, что подразделения, которые появлялись затем на месте треста, меняли форму собственности, в итоге многие объекты оказались безхозными. В том числе здание, о котором мы ведем речь. По своей инициативе, после прохождения всех формальных этапов, это здание через суд взято на баланс сельского поселения Акъярский сельсовет.
– В советские времена вопросы с жилыми помещениями такого рода были обычным делом, так как не было частной собственности и любое жилье контролировалось государством, – продолжает глава сельского поселения. – Жители этого общежития не имеют договоров найма. По решению жилищной комиссии дается временное разрешение на проживание. Хотя есть и прописанные жильцы, которые успели зарегистрироваться в те давние времена.
После того, как судом было признано право муниципальной собственности за сельским поселением, вопрос стоит таким образом, что делать с этой собственностью – продвигать ее на капитальный ремонт или признать ветхим и расселять жильцов. Оба варианта не решаются быстро. Это долгая история – проводятся экспертизы, согласованные со всеми службами, составляется дефектовая ведомость, согласно ей сметные расчеты. Затем закладывается в бюджет сельсовета, или района, а может быть, и республики, в зависимости от объема затрат и характера работ. Над этим сейчас ведутся переговоры, будет принято решение. В любом случае, жилое помещение будет преобразовано. Оно не единственное, на баланс сельсовета еще предстоит поставить общежития по улице Строителей, 5, собственником которого было райпо. Но нельзя забывать, что у сельсовета нет собственных денег, он живет за счет финансов налогоплательщиков. Платить за проживание необходимо!

Вот такая история у общежития. Появился ли у него реальный шанс в лице собственника?

Маргия Земскова.

Читайте нас: