Коррекция здоровья и обучение детей, имеющих отклонения в развитии, – важнейшее направление работы ПМПК
Одной из важнейших задач деятельности Хайбуллинской зональной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) филиала ГКУ Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия является диагностика и оценка особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической медико-социальной помощи для определения условий их воспитания и обучения.
Об основных направлениях работы наш разговор с ее заведующей Гузель Тургаевой.
– Необходимо отметить, что вся деятельность ПМПК организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. Основные направления: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении детей. По результатам обследования специалистами даются рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций и оказание консультативной помощи родителям.
– Гузель Маратовна, расскажите об интегрированном обучении детей.
– Совместное, то есть интегрированное, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования при участии педагогов-специалистов в последние годы становится все актуальнее. Такое обучение с получением индивидуальной помощи возможно в обычном классе либо группе или в коррекционном, в том числе логопедическом, кабинете, а также в специальном (коррекционном) классе в образовательных учреждениях общего типа. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать детям с ОВЗ в приеме на обучение в связи с наличием у них физических или психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению. Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
– Имеют ли право дети с ограниченными возможностями здоровья обучаться в образовательном учреждении без заключения ПМПК?
– Дети с ОВЗ имеют право на обучение в образовательном учреждении только при наличии соответствующего заключения ПМПК для создания специальных образовательных условий.
Нет, такое право дает только соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии для создания специальных образовательных условий. При этом дети могут пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующих рекомендаций в заключении данных комиссий.
– Что такое специальные образовательные условия?
– Под специальными образовательными условиями для обучающихся с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, без которых невозможно или затруднено освоение ими образовательных программ. Образовательные программы для этой категории детей относятся к адаптированным образовательным программам (АОП).
– Они адаптированы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Основой определения адаптированной основной общеобразовательной программы определенного вида (АООП) является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
Для обучающегося с сочетанными нарушениями разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), максимально на один год на основе АООП, учитывая индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей или их законных представителей, обучение организуется на дому. Согласно требованиям ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, они должны быть выполнены полностью. То есть, не допускается уменьшение учебных часов и, тем более, отсутствие у ребенка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным предметам.
– Если в ПМПК обратились родители ребенка, уже приступившего к обучению (т.е. не попадающего под действие обозначенных приказов), но не справляющегося с ООП начального и общего образования…
– В таком случае мы рекомендуем обучение по адаптированной образовательной программе, разработанной с учетом специальных условий получения образования.
Вид АООП определяется в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, со сложными дефектами).
Определение варианта программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом ИПР и мнения родителей.
– Часто родители задают вопрос о повторном обучении. Что можете сказать об этом?
– Дети с ОВЗ, обучающиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, и не ликвидировавшие в установленные сроки задолженность по предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК. Таким образом, вопрос о повторном обучении решается в образовательной организации, а не в ПМПК.
– В каких случаях родителям с детьми можно и нужно прийти в ПМПК?
– Если вы столкнулись с проблемами в обучении, не только можно, но и нужно прийти к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Но при этом не нужно забывать о том, что чем раньше вы обратитесь за помощью, тем будет лучше для ребенка. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
ПМПК находится по адресу: с.Акъяр, ул.Акмуллы, 34 (здание Акъярского горного колледжа им.И.Тасимова, корпус №2 (бывшее здание СПТУ-110).
Детей от 0 до 18 лет в районе – 10978. Из них 150 – дети-инвалиды.
В 2017 году обследовано 1476 детей. На дому обучаются 30 детей-инвалидов, в КШИ (коррекционной школе-интернате) – 404, дистанционно – 17, в группах комплектующего вида – 31 (дошкольники).
Дети с ОВЗ это физические лица, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.