Все новости
Образование
14 Мая 2018, 19:41

Педагогическое мастерство

Учатся друг у друга
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы школ, является районное методическое объединение учителей-предметников (РМО).
В Управлении образования функционируют 19 объединений учителей-предметников. Каждое объединение имеет руководителя, которое работает в течение года согласно утвержденным планам. За год каждое РМО проводит по 2 заседания, педагоги выезжают к своим коллегам на открытые мероприятия, делятся своим опытом, перенимают опыт у других.
Каждое из МО имеет свой почерк в работе, свой подход, работает над своей методической темой, связанной с методической темой Управления образования, которая в 2017 – 2018 учебном году звучит как «Совершенствование системы воспитания и дополнительного образования в муниципальном районе Хайбуллинский район». Каждое мероприятие, будь это урок или внеурочное занятие, должно иметь воспитательное значение.
Кураторами РМО являются методисты Управления образования, они направляют эту самую ответственную работу педагогов. Я являюсь куратором учителей естественно-математического цикла (далее ЕМЦ). Курирую такие предметы как, математика, физика, биология, география, химия, астрономия.
Руководителями РМО ЕМЦ являются: Байгужина А.Р., учитель биологии и географии высшей категории МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр, в должности руководителя РМО учителей биологии и химии более 20 лет. Учитель математики МАОУ СОШ с. Бурибай Васильченко О.В., работает руководителем 3 года, учитель географии МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр Казаккулов И.Р. – руководит учителями географии 4 года, Абдуллина Г.Т.- руководитель РМО учителей физики, отработала 1 год. Все они ответственно выполняют свои обязанности, находятся в тесном сотрудничестве со всеми учителями района, курируют их деятельность. Всего учителей ЕМЦ – 133, из них 29 биологов, 21 географов, 42 математика, 23 физика, 18 химиков. Все являются специалистами. Многие учителя работают по внутреннему совместительству. Сложно приходится учителям из малокомпелктных школ, где один учитель преподает как химии, биологию, так и географию или учитель математики учит и по химии, и по физике.
В этом году заседания учителей ЕМЦ прошли в семи школах с. Макан, с. Самарское, с. Бурибай, №2 с. Акъяр, с. Татыр-Узяк, с. Новый-Зирган, д. Мамбетово. Открытые уроки и внеурочные занятия провели учителя географии Саитова Г.Т., Просвирнова И.В., Ванюкова А.В., учителя биологии и химии Баймурзина Г.С., Рямова Н.З., Мамбетова Н.С., Туляшева Л.Я., учителя математики Баязитова А.Х., Даминева Р.Д., Атангулова А.Р., Юланова М.С., учителя физики Каипов Р.А., Белоногова Т.С.
Приятно удивила учителей района молодой специалист, не имеющая стажа работы, учитель математики МОБУ СОШ с. Самарское Даминева Р.Д., которая с уверенностью провела открытый урок по математике в 7 классе по всем требованиям ФГОС.
Учитель биологии МБОУ СОШ с. Татыр-Узяк Баймурзина Г.С., показала открытый урок в 8 классе, где ученики работая в группах, парами выполняли практическую работу «Как оказать первую помощь при кровотечениях».
Внеурочное мероприятие «Физика у самовара» объединило обучающихся 8 класса за чашечкой чая под руководством Белоноговой Т.С. учителя физики МОБУ СОШ с. Макан, для душевного разговора о физических явлениях, которые находятся вокруг нас.
Внеурочное занятие «Симметрия вокруг нас» с учащимися 5 – 7 классов школы с Новый Зирган провели учителя математики с. Уфимский, где учащиеся получили много теоретического материала по симметрии и закрепили их на практике.
Все открытые уроки, внеурочные занятия прошли на хорошем методическом уровне. Педагоги эффективно используют инновационные технологии, мультимедийное оборудование. Внедряют новые образовательные стандарты, но зачастую основная роль на уроке остается за учителями, в то время как стандарт требует, чтобы учитель на уроке был организатором, наставником. Не добиваются самостоятельной деятельности детей на уроках. Конечно, не только положительные отзывы получают учителя от своих коллег, но и ценные методические рекомендации. Обобщают, подводят итоги по открытым урокам, внеурочным занятиям методисты.
Каждый педагог активно работает над своим профессиональным развитием. Своими достижениями и педагогическими находками учителя, исходя из темы самообразования, делятся со своими коллегами. Так на заседаниях методического объединения были представлены мастер-классы: Чекменевой Н.В. учителя физики МБОУ СОШ с. Самарское по теме: «Исследовательская работа как одна из форм развития познавательной компетентности учащихся», учителя физики МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр Каипова Р.А. «Использование интернет ресурсов для организации контроля и оценивания знаний учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ», учитель физики МАОУ СОШ № 1 с. Акъяр Такаловой А.М. по теме: «Способы и методы устранения недостатков в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ», учителя географии МОБУ СОШ с. Самарское Ванюковой А.В. по теме «Как подготовить обучающихся к успешной сдаче ГИА» и учителя биологии МОБУ СОШ д. Мамбетово Туляшевой Л.Я. «Система подготовки учителя к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.
Одной из активных форм методической работы является наставничество. Целью ее является обучение молодых воспитателей практическим азам профессии. Всего молодых специалистов – 6, это учителя математики и физики из школ с. Самарское, Новый Зирган, Степной, Макан, Янтышево.
Кроме проведения заседаний учителя района в составе экспертных групп составляют и проверяют диагностические работы, которые проводят школы в течение года. С анализом работ ознакамливают на заседаниях РМО делая конкретные выводы. Особое внимание экспертная группа обращает внимание на объективность оценивания.
Также учителя повышают свое педагогического мастерства через участие в профессиональных конкурсах, семинарах, форумах, фестивалях, вебинарах и т.п. Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения. Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег.
Важно отметить, что при аттестации педагога учитывается его участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях. Это мотивирует для дальнейшего развития, т.к. учитель уверен, что его старания в самореализации и самообучении не напрасны, они будут оценены не только учениками, коллегами, но и профессионалами в области аттестации кадров.
В течение года на семинары, конференции выезжали Белоногова Т.С., Бактыбаева Д.У., Чекменева Н.В., Билалова Г.Г., Рямова Н.З., Тулябаева Р.Д., Абдуллина Г.Т., Билалов И.Ш., Альмухаметова А.Ф., Каримова Л.Г., Галлямова Г.Г., Валеева Р.Я., Каипова З.К. по приезду каждый учитель рассказывал об увиденном и услышанном учителям района на заседаниях РМО, принимаются необходимые решения для использования в работе.
Также учителя-предметники выезжают на курсы повышения квалификации, проводимые Институтом развития образования РБ. При большом охвате учителей, преподавателей курсов приглашаем к себе в район. В этом году в течение года в районе были организованы курсы для учителей математиков на тему «Современные образовательные технологии обучения математики в условиях реализации ФГОС», которые проводила Бикметовой А. К., педагога-психолога высшей категории, преподаватель математики Стерлитамакского филиала БашГУ. Курсами были охвачены 39 учителей.
Курсы повышения квалификации дают возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, прежде всего, встретиться с единомышленниками: с людьми, искренне преданными своему делу, с безграничной любовью к своему предмету, детям. Они способствуют повышению профессионального мастерства учителей, методически компетентных и психологически грамотных в постоянно обновляющихся условиях модернизации образования.
Большой вклад вносят учителя работая в ресурсном центре, который организован для подготовки обучающихся 11 классов района к ЕГЭ. В этом году работали по математике Валеева Р.Я., учитель МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр, Каипова З.К., учитель МАОУ СОШ № 1 с. Акъяр, по биологии Байгужина А.Р. учитель МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр, Иштакбаева Г.Х. учитель МОБУ СОШ с. Макан, по физике Чекменева Н.В. учитель МОБУ СОШ с. Самарское, по химии Билалова Г.Г. учитель МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр.
Работа с одаренными детьми хорошо поставлена у Байгужиной А.Р.- учителя биологии МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр, которая в этом году подготовила призера по биологии на региональном этапе ВОШ, Чекменевой Н.В., учителя физики МОБУ СОШ с. Самарское, которая ежегодно занимает призовые места со своими обучающимися на научно-исследовательских работах, Рахметова Г.А. учитель биологии МОБУ СОШ с. Новый Зирган, Костюковой М.В. учитель биологии МБОУ СОШ с. Уфимский, Акилова Р.З. и Каиповой А.А.-учителей биологии МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр их ученики ежегодно становятся победителями и занимают призовые места на Всероссийском конкурсе «Юннат», Баймурзиной Г.С. учителя биологии МБОУ СОШ с. Татыр-Узяк, которая подготовила победителя на республиканской научно-исследовательской работе «Хозяин Земли». Всех не перечислить, поскольку работа с одаренными детьми ведется постоянно каждым учителем, и результаты работы на школьном, муниципальном уровне обобщаются в виде итоговых рейтингов и учитываются при подведении итогов работы учителей, школ за учебный год.
Педагоги знают, что каждый из них будет поощрен за свои достижения по любым направлениям на традиционной августовской конференции по предложению методического отдела, учителей РМО. Учителя получают премии Главы, Управления образования, ведомственные награды, оснащения для кабинетов за хорошие результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВОШ и др. Район как никакой другой муниципалитет стремится поддерживать учителей.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед районным методическим объединением. Наблюдается творческая активность учителей: обмен опытом работы, выступления на методических заседаниях, оказание помощи
молодым специалистам и т.д. Можно сделать вывод, что работа методических объединений стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации и повышению качества образования и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на освоение новых приемов и методов повышения качества обучения.
Впереди нас ждет новый учебный год. Хотелось бы пожелать своим коллегам, чтобы следующий учебный год стал для вас продуктивнее и интереснее, чем предыдущий.
Методист Управления образования Л.В. Абдуллина