Все новости
Образование
2 Октября 2017, 18:34

Догонять или быть в авангарде?

Система образования – одна из самых быстроразвивающихся сфер, которая должна не только соответствовать требованиям времени, но и быть впереди всех инновационных перемен
Образование – это процесс обучения и воспитания, процесс непрерывный, который сопровождает человека практически всю жизнь. Качество этого процесса во многом зависит от системы образования, которую создают государство, органы власти. Создали ли мы для наших детей все условия для получения качественного современного образования, смогут ли наши дети, сельские ребятишки, выпускники сельских школ быть конкурентоспособными, самостоятельными, сильными в сверхдинамичном мире? Об этом накануне профессионального праздника – Дня учителя – мы беседуем с начальником Управления образования района Ю.Д.Сиражитдиновым.
– Юлай Дидарович, можно ли сегодня на примере нашего района совместить понятия «сельская школа» и «современная школа»?
– Думаю, что да. Можно с уверенностью сказать, что образовательные учреждения района не догоняют, а шагают в ногу со временем. Сегодня мы непосредственные участники процессов модернизации, которые происходят в системе образования страны. На районном августовском совещании по образованию текущего года приняла участие министр образования Республики Башкортостан Гульназ Радмиловна Шафикова. Анализируя нашу деятельность, она сказала «Работу системы образования Хайбуллинского района за 2016-2017 учебный год оцениваю на твердую четвёрку». Такая высокая оценка министра обязывает добиваться еще лучших результатов.
В определенных направлениях образовательными учреждениями района накоплен успешный опыт работы. К примеру, по обучению младших школьников в условиях Федерального государственного образовательного стандарта, по организации воспитательной работы и обеспечению доступности дополнительного образования в сельской местности, по организации работы с одаренными детьми, отдыха и оздоровления детей. Сохранена доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7лет, развивается альтернативная форма: группы кратковременного пребывания при школах и детских садах. Наблюдается значимое увеличение по району среднего балла единого государственного экзамена, увеличилась доля выпускников, получивших 80 и более баллов.
Мы активно поддерживаем творчески работающих педагогов, распространяющих свой опыт. Созданы все условия для повышения профессионального мастерства учителей, воспитателей и руководящих работников. Наши учителя ежегодно входят в число награждаемых участников на республиканских конкурсах профессионального мастерства в последние 5 лет. Разработки уроков, методические статьи, творческие работы опытных педагогов публикуются на страницах районной, республиканской и российской периодической печати. К примеру, учителей Татыр-Узякской школы Райли Салимовны Юламановой и Ирины Михайловны Сидоренко, учителей русского языка Самарской школы Ольги Васильевны Долматовой, школы № 2 с.Акъяр Гульнары Юлаевны Мамбетовой, школы № 1 Зухры Аллабердиевны Кутуевой.
– В основе развития любой отрасли лежит вопрос финансирования...
– Система образования района является муниципальной и в полной мере финансируется администрацией муниципального района. Ежегодно до 60% от общего объёма муниципального бюджета выделяется сфере образования. В течение нынешнего года дополнительно к утвержденному бюджету образованию выделено 18 млн. рублей, что дало возможность провести и софинансировать капитальный ремонт в 13 учреждениях, организовать противопожарные мероприятия и ремонт оргтехники, приобрести мягкий инвентарь и мебель 12 школам и 10 детским садам, оборудование для кухни, запчасти и шины для автобусов, улучшить материальную базу дополнительного образования, в т.ч. кружков робототехники и авиамоделирования, лучше подготовиться к новому учебному году и отопительному сезону.
Глава администрации района Раил Хазмуратович Ибрагимов, выступая на районном августовском совещании по образованию, подчеркнул, что, вкладывая такие огромные средства в сферу образования, мы ждём достижений и результатов учеников, педагогов, роста показателей работы образовательных учреждений. Это заявление главы накладывает большую ответственность на руководителей по своевременному, эффективному и целевому использованию выделенных средств, направленных на улучшение качества образования.
– Сегодня не только на региональном, но и на федеральном уровне активно муссируется и обсуждается тема изучения и обучения на родных языках. Что изменилось в этом вопросе в нашем районе?
– Не буду убеждать читателей газеты о необходимости изучения родного языка, это дело чести каждого и напрямую зависит от уровня национального самосознания граждан – сыном или дочерью какого народа ты себя считаешь, к какой национальности ты себя причисляешь.
По району положение следующее. В 20 школах насчитывается 4115 обучающихся. Изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан организовано для 3840 учащихся 1-9 классов всех школ, что составляет 99,97%, не изучает – 1 ученик (0,03%). В 10-11 классах 10-и школ района изучают башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан 165 учашихся или 60 % от общего количества школьников данных классов согласно заявлениям родителей (законных представителей) и решения коллегиальных органов общеобразовательных организаций. В 8 школах, как и ранее, обучение ведется на башкирском языке. В 4-х школах (№1 и №2 с.Акъяр, с.Бурибай, с.Уфимский) продолжают функционировать классы с родным башкирским языком обучения согласно заявлениям родителей. Охват –1150 детей, что составляет 28% от общего количества школьников. Данный показатель на уровне прошлого учебного года.
Изучение родного языка (родного башкирского и родного русского языков) организовано согласно заявлениям родителей во всех 20 школах района. Башкирский язык как родной изъявили желание изучать 2776 школьников или 67,5% от общего количества учащихся, что на 5,5% выше показателя прошлого учебного года.
Всего школьников башкирской национальности 2984, т.е. 72,5% от общего количества обучающихся. Детей башкирской национальности, изучающих родной (башкирский) язык 2460 человек или 82,4% от количества детей башкирской национальности, что на 4,3% выше прошлогоднего показателя.
Как видим, цифры и факты свидетельствуют о понимании родителями важности изучения башкирского языка как государственного языка республики наряду с русским, и как родного языка.
– В последние годы оптимизация затронула и школы района. С чем это связано?
– Все дело в системе подушевого финансирования образовательных учреждений. Директор школы, как работодатель, ответственен за своевременную и полную выплату заработной платы работникам. Фонд оплаты труда учреждения формируется и зависит от количества учащихся в школе. Постановлением Правительства республики № 30 от 3 февраля 2016 года установлены нормативы финансирования образовательных учреждений, которые и используем при определении фонда оплаты труда. Соотношение простое: чем больше учеников, тем больше фонд оплаты труда организации и наоборот, мало учащихся – мало средств на выплату заработной платы. Поэтому директора школ и приводят штатное расписание в соответствие с финансовыми возможностями организации путем объединения в один класс-комплект – классы начального звена и сокращения сверхнормативного количества педагогов. Не комплектуют отдельные классы с малым количеством учащихся. За необеспечение выплаты заработной платы директор школы, т. е. работодатель, должен быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Но мы ежегодно в районе содержим сверхнормативное количество учителей, класс-комплектов, не выполняется соотношение количества учащихся, приходящихся на одного учителя. В настоящее время по району сверх нормы 23 класс-комплекта и 84 учителя.
Приостановили свою деятельность 8 начальных школ из-за отсутствия в населенном пункте детей школьного возраста или по заявлению родителей, дети обучаются в соседней базовой школе.
Для обеспечения общедоступного и бесплатного общего образования организован подвоз учащихся школьными автобусами. В настоящее время из 44 населенных пунктов на 24 автобусах 701 учащийся подвозится в 12 базовых школ.
– Много дискуссий о мере ответственности школы, семьи, родителей, педагогов за воспитание и в целом за образование детей. Кто же в большей степени ответственен за конечный результат?
– Участниками образовательных отношений являются ученик, учитель и родители (законные представители). У каждого из них есть своя зона ответственности. Повышение ответственности руководителей школ и учителей за конечные результаты своего труда, организация объективного оценивания знаний и в конечном итоге улучшение качества образования – одна из важных задач Управления образования. В Правилах для учащихся есть важный пункт – «прилежно учиться». Это зона ответственности самого ученика. И он должен это понимать и, в меру своих умственных и физических возможностей, выполнять. Ресурсов у детей предостаточно: не допускать пропуска уроков, заботиться о своем здоровье, соблюдать режим дня, который дает возможность более эффективно использовать время для учебы, сна и отдыха.
За формирование ценностного отношения ребенка к учебе наравне с педагогами отвечают и родители.
Два года система школьного образования республики работает по единому календарю событий, в соответствии с которым и определяется содержание внеучебной деятельности. У нас же, пока, количество проводимых мероприятий со школьниками зашкаливает и требует пересмотра с точки зрения их эффективности и необходимости. От количества мероприятий нужно переходить к качественным, содержательным, эффективным и полезным мероприятиям. В деле воспитания молодежи, детей не должно быть формального подхода – ради галочки. Надо отказаться от показательных мероприятий.
В воспитательном процессе мы тесно взаимодействуем со многими учреждениями различных сфер района, с общественными объединениями: молодежным парламентом, обществом ветеранов войны и труда, объединениями ветеранов различных родов войск, ДОСААФ, клубом «Аѓинєйґєр» и другими. В начале сентября МКУ Управление образования организовало совещание с приглашением заинтересованных общественных организаций и выступило с предложением работать со школьниками по единому календарю.
– В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в 2017 году проведена независимая оценка качества образования (НОКО). Каковы ее результаты?
– 32 образовательные организации района прошли независимую оценку. НОКО направлено на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Осуществлялась оценка оператором – ООО «Научно-исследовательский институт социального развития и предпринимательства БГПУ им. М.Акмуллы». Согласно сведениям Института развития образования РБ, образовательные организации Хайбуллинского района оценены на «хорошо».
Оценено на высоком уровне взаимодействие с обучающимися, материально-техническое обеспечение, наличие условий для охраны и укрепления здоровья, организация питания, доброжелательность и компетентность работников. Выявлены и недостатки – это недостаточная полнота и актуальность информации в сети «Интернет», недостаточность возможностей оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В дальнейшем будут проводиться мероприятия по устранению выявленных недостатков.
За 2016 и 2017 годы все образовательные организации прошли процедуру независимой оценкой качества образования.
– В нынешнем году не обошел стороной и Обрнадзор?
– Управление по надзору и контролю в сфере образования РБ в 2017 году проводило плановую проверку в отношении образовательных организаций и органа местного самоуправления. Предыдущая проверка была в 2011 году. На 1 октября проверка завершена в 33 из 49 образовательных организаций района. Выявлены незначительные нарушения соблюдения законодательства в сфере образования: несоответствие отдельных пунктов уставов, образовательных программ и должностных инструкций, информации, расположенной в сети «Интернет». К грубым нарушениям законодательства относятся приостановление действия государственной аккредитации школ сел Макан, Подольск, школы № 2 райцентра. Нарушения указанными школами устранены и в апреле возобновлено действие государственной аккредитации.
Управлением образования, как показала проверка, не допущены нарушения в части предоставления услуг, предусмотренных административными регламентами, в части реорганизации и ликвидации образовательных организаций, охраны труда, организации питания. Проверяющие высоко оценили уровень организации деятельности коллектива и профессионализм сотрудников МКУ Управление образования.
По результатам проверок созданы рабочие группы и проводятся мероприятия по устранению выявленных нарушений в соответствии с утвержденными планами.
– Едут ли в село молодые кадры?
– Работа по привлечению молодых педагогов является одной из главных задач в кадровой политике. За предыдущие 3 года трудоустроено 47 молодых специалистов. С 1 сентября начали педагогическую деятельность еще 11 выпускников ВУЗов 2017 года. Полностью укомплектовать все образовательные организации высококвалифицированными специалистами невозможно из-за небольшой педагогической нагрузки или нежелания молодых специалистов ехать в отдаленные населенные пункты. Поэтому учителям малокомплектных школ приходится осваивать новые специальности и преподавать несколько предметов.
В рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования муниципального района Хайбуллинский район на 2014 – 2017 годы» улучшаются условия труда и отдыха педагогических работников. Только за три года свыше 60 учителей стали обладателями гранта главы Администрации района, 40 работников образования поправили свое здоровье в санаториях, оплатив 50% стоимости путевки, а вторая часть оплачивается за счет муниципального бюджета. Начинающие специалисты получают единовременные выплаты в размере трех окладов. Важно, что решаются и жилищные вопросы. За последние 3 года 18 семей педагогов получили ссуду на строительство и приобретение жилья.
–Каковы задачи дня?
– Наши усилия, прежде всего, будут направлены на улучшение качества образования, обеспечение комплексного развития детей, раскрытие творческого и инновационного потенциала учительского корпуса, повышение статуса педагогической профессии. Будем продолжать работу по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения района.
– Спасибо за столь содержательное интервью.

Беседовала А.Хасанова.

Министр образования Республики Башкортостан Гульназ Шафикова: «Работу системы образования Хайбуллинского района за 2016-2017 учебный год оцениваю на твердую четвёрку».

Победы педагогов
* В 2017 году 2 педагога удостоены Благодарственного письма Правительства Республики Башкортостан, 1 – присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», 13 – награждены ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Башкортостан.
* Психолог МАДОУ ЦРР «Йэйгор» с. Акъяр Муталова А.Р. стала победителем республиканского фестиваля-конкурса педагогов-психологов “Практическая психология образования” и в октябре будет защищать честь республики на Всероссийском конкурсе в г. Сочи.
* Педагоги школы № 2 с. Акъяр Р. З. Акилов, и школы с. Макан Р.А. Кильдибаева стали победителями республиканского профессионального конкурса «Педагог-исследователь».
* Учитель начальных классов школы № 2 с. Акъяр Н.А.Цыкало на республиканском этапе конкурса «Учитель года Башкортостана -2017» удостоена звания лауреата в номинации «Сохранение патриотических традиций и культурного наследия народов Башкортостана».
* В 2016 году в числе победителей конкурса: «Лучшие учителя России» Р.З.Байгужина , учитель школы №2 с. Акъяр, «Лучшие учителя русского и башкирского языков» Г.Ю.Мамбетова , учитель русского языка и литературы школы № 2 с. Акъяр, « Молодой учитель» Р.Ф.Газизова, учитель физики школы с. Уфимский, удостоена премии Главы Республики Башкортостан.
* В 2017 году стали победителями конкурсов: «Лучшие учителя России» З.Р.Исянбаева , учитель информатики школы №1 с. Акъяр, «Лучший учитель русского и башкирского языков» И. М.Сидоренко, учитель русского языка и литературы школы с.Татыр-Узяк и Р. А.Файзуллина , учитель башкирского языка и литературы школы с.Целинное, призер республиканского конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы - 2017» Ф. А.Иштакбаева, учитель школы с.Целинное, удостоена премии Главы Республики Башкортостан.
* Звание лауреата конкурса «100 лучших ДОУ России» удостоен МАДОУ ЦРР «Йэйгор» с.Акъяр – одна из наиболее значимых общественных наград в области образования, которая присуждена на V Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в России».
* На республиканском конкурсе «Лучшая школьная библиотека-2016» в номинации «Школьная библиотека–площадка для создания информационно-образовательного контента» победителем стала библиотека школы с.Бурибай (педагог-библиотекарь Л.Р.Кудабаева).
* На республиканском конкурсе звание электронной школы завоевала МБОУ СОШ с.Уфимский.

Накоплен успешный опыт.

* 2016 год – учителя начальных классов выступили на дискуссионной площадке республиканского августовского совещания по образованию по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях ФГОС».

* 2017 год - выступление начальника Управления образования Ю.Д. Сиражитдинова на республиканском августовском совещании по теме «Организация воспитательной работы и доступность дополнительного образования в сельской местности».

* Управление образования Хайбуллинского района по организации антинаркотической работы в числе лидеров среди сельских районов республики. В течение последних 4-х лет занимает 1-е и 2-е места в конкурсе, организуемом Министерством образования РБ.

* Заслушан опыт работы системы образования района по теме «Система развития и поддержки одаренных детей в муниципальном районе Хайбуллинский район» на заседании комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан.

* 2016 год – Управление образования района заняло 3 место на Всероссийском конкурсе «Одаренный школьник» в номинации «Лучшая система работы органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования в области работы с одаренными детьми», организованном БГПУ им. М. Акмуллы.

* В течение 5 лет профильные лагеря и центры с дневным пребыванием Хайбуллинского района становятся победителями и призерами на республиканском межведомственном конкурсе «Лучшая организация отдыха и оздоровления детей Башкортостана».

* По итогам летней кампании прошлого года загородный детский оздоровительный воспитательный лагерь «Аксарлак» завоевал 3-е место среди стационарных лагерей республики.