Все новости
Образование
21 Сентября 2017, 19:08

Новация не вызвала ажиотаж

Разговор об организации изучения родных и государственных языков в образовательных учреждениях района состоялся «за круглым столом»
В диалоге, организованном ведущими специалистами Управления образования района, о новшествах в данном направлении, получивших широкое обсуждение в республике, приняли участие руководители отдельных школ, детских садов, учителя башкирского и русского языков и литературы, представители родительского сообщества, общественность и члены Общественного совета района. А также комиссии при администрации муниципального района по реализации Закона «О языках народов Республики Башкортостан», совета общественного объединения «Собор русских» и курултая башкир района.
Как отметила в вступительном слове заведующая методическим отделом управления образования района Рамзия Ильясова, актуальность темы продиктована тем, что накануне учебного года во всех школах проделана большая работа для того, чтобы обеспечить выполнение всех новых требований, которые предъявляются для изучения родных и государственных языков. Принято во внимание и обсуждение в социальных сетях, где прослеживалось различное понимание данного вопроса. В статье 14 Закона «Об образовании в РФ» отмечено, что на изучение родного языка из числа языков народов РФ имеют право все представители народов и производится в порядке, установленном законодательством «Об образовании в РФ». Башкирский язык, как государственный, предлагается образовательным учреждениям для изучения как предмет начального и основного общего образования, который вносится в учебные планы на основе заявлений родителей (законных представителей).
С 1 сентября 2011 года в первых классах школ района, как и по всей республике, введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Об этом и особенностях преподавания языков рассказала Фарзана Аккускарова, специалист Управления образования района.
– Сегодня эти школьники учатся в 7 классе. Поэтапный переход на новые стандарты продолжается. В них вносятся изменения и дополнения согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации.
В законе об образовании указано, что школа самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Важнейшей их частью является учебный план – документ, который определяет перечень изучаемых в школе учебных предметов, их распределение по годам обучения и количеству часов на каждый предмет. При его утверждении обязательно учитывается мнение каждого родителя (законного представителя) учащихся относительно изучения предметов.
С внесением изменений в ФГОС начального общего, ФГОС основного общего образования в рамках обязательной предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (начальная школа) и «Родной язык и родная литература» (основная школа) изучаются родной язык (русский, башкирский, чувашский, марийский и др.) и родная литература. В заявлении родители указывают конкретно, какой родной язык хотят изучать их дети. Объем часов на изучение данных предметных областей определяет школа с учетом мнения коллегиального органа общеобразовательной организации. Родной язык и литература в школах с русским языком обучения изучается по 2-3 часа, с башкирским языком– по 3-4 часа в неделю.
До сегодняшнего дня наши школьники изучали башкирский язык по выбору – как родной или как государственный, что подразумевается как два разных предмета. Ежегодно в школах родители и раньше писали заявления на предметы по выбору из части, формируемого участниками образовательных отношений.
– Обдуманная целенаправленная работа педагогов совместно с родителями и законными представителями учащихся позволила сохранить не только количество уроков башкирского языка на прошлогоднем уровне, но и существенно увеличить число детей, которые изъявили желание изучать башкирский язык как родной, – отметил Гани Бикбаев, методист Управления образования района. – Для сравнения, этот показатель, учитывая и детей, обучающихся в башкирских школах, а также в башкирских классах школ № 1, 2 села Акъяр, сел Уфимский и Бурибай, в прошлом учебном году составлял 2679 учащихся или 65,1% от общего количества, а в 2017-2018-м желающих изучать башкирский язык в качестве родного стало 2786 (67,4%). Причем, дети других национальностей охотно выбирают башкирский язык.
Заявления на изучение башкирского языка как государственного написали 99,7% родителей учащихся (по республике – 73%). Как ставит задачу министр образования республики Гульназ Шафикова, необходимо «уйти от формального подхода к предмету, совершенствовать методику его изучения, раскрыть творческий потенциал учителей, сделать уроки башкирского языка по-настоящему востребованными и интересными для детей всех национальностей, проживающих в нашей республике». Иными словами педагоги должны не только не разочаровать детей, выбравших башкирский язык, как государственный, но и постараться переубедить родителей остальных 0,3% детей написать заявление.
В 8 школах района – сел Абубакирово, Галиахметово, деревень Валитово, Исянгильдино, Таштугай, Янтышево, Мамбетово, обучение ведется на башкирском языке, а также в 4 школах – № 1 и 2 сел Акъяр, Бурибай, Уфимский – продолжают функционировать классы с башкирским языком обучения согласно заявлениям родителей (законных представителей). Охват – 1167 детей, 28,3% от общего количества школьников и 39,1% от общего числа детей-башкир (на уровне прошлого учебного года).
Обучение на русском языке организовано для 2966 (71,7%) детей, в том числе для 1007 – русской национальности в 12 образовательных организациях. Таким образом, обучением на родном языке (на русском и башкирском) охвачено 2174 учащихся нашего района, что составляет 52,6 % всех детей (50,5% в прошлом году).
В школах района работают 33 штатных учителя башкирского языка и 10 совместителей, все имеют высшее образование. 22 учителя имеют высшую квалификационную категорию (51%), 19 – первую (44%), 2 – прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности (4,6%). Оформлены 25 кабинетов башкирского языка и литературы, уделяется большое внимание пополнению их материальной базы.
Директор школы № 1 Айбулат Юнусов и заместитель директора школы №2 с.Акъяр Найля Димухаметова подчеркнули, что каких-то сложностей с обучением родных языков перед началом учебного года не испытывали, так как ежегодно в этом плане было все организованно, учитывался принцип добровольности. Педагоги провели собрания, разъяснили суть изменений, ознакомили с учебными планами и никаких вопросов у родителей не возникало. Все-таки, в школе обучается самый большой контингент учащихся и в основном дети-башкиры. Единственное, помимо заявлений о приеме в школу, были зарегистрированы и заявления родителей по каждому классу по обучению башкирскому языку.
– Когда начали изучать данный вопрос, проблем больших не было, – говорит Рашида Байгужина, заместитель директора школы № 2 с.Акъяр. – В начальном звене в этом году 500 обучающихся, 8 класс-комплектов, которые были всегда и сохраняются. Это зависит, прежде всего, от желания родителей, которые при поступлении детей пишут заявления с соответствующим языком обучения.
В этом году в начальной ступени образования обучаются на башкирском языке 195 учащихся, а 254 – изучают башкирский язык. Увеличилась доля башкирского языка в русских классах по добровольному желанию родителей. В 4 «в» классе, например, из 22 учеников 10 выбрали родной русский, 12 – родной башкирский язык. Причем, для общего развития по пожеланию родителей родной башкирский изучают и дети других национальностей, из смешанных семей. Есть ученица, которая переехала с родителями с г.Норильска, не имеет представления о башкирском языке, но пожелала изучать его как родной. Такие примеры не единичны.
Таким образом, многое зависит от того, ка учителя преподносят, доводят информацию до родителей. Работа проводится большая, не ущемляя прав детей других национальностей, соблюдая закон.
Елена Лазарева, методист начального образования Управления образования района, считает, что проблем с преподаванием языков в районе нет.
– В нашем районе в начальной школе обучаются 1960 детей – это 190 классов и 127 класс-комплектов, из них на башкирском языке – 634 ребенка (32% от общего количества) и 1326 – на русском (68%). Родному языку обучают, в основном, сами учителя начальных классов, но в школах сел Татыр-Узяк, Подольск, Бурибай, № 2 села Акъяр есть специалисты по башкирскому языку.
Как заметила Гузалия Давлетбердина, учитель башкирского языка школы с.Подольск, в принципе никакого новшества не произошло, но отрадно, что родители были неравнодушны, отнеслись с пониманием, выразили свое желание, чтобы дети учились и на русском, и на башкирском языках и в то же время, обратили внимание на совершенствование методики обучения.
– В нашей школе обучаются дети различных национальностей. Когда родителям сообщили о том, что нужно написать заявления, некоторые из них выбрали башкирский язык, хотя их дети до этого обучались в русских классах. Они считают, что, если живут в Башкортостане, то и дети обязательно должны знать государственные языки. На уроках у нас к каждому ученику индивидуальный подход, отдельные задания и т.д., стараемся прививать любовь к народному творчеству, фольклору, обычаям и традициям. Это нравится детям, которые дома общаются на русском языке.
Родители учащегося школы с.Бурибай Виктор и Людмила Никитины определили сына на учебу в башкирском классе.
– Мы вместе сделали такой выбор. Много лет жили в старом Бурибае, среди башкирского населения, сами понимаем и разговариваем на башкирском. Старший сын учился на русском в этой школе, но, ради своего эксперимента, чтобы уяснить, как лучше будет понимать язык, младшего мы определили в башкирский класс. Друзья у него все башкиры, с ними он учится общаться на их языке.
Мы считаем, что, чем больше человек знает языков, тем он будет более развитым, общительным, для него открываются различные возможности.
Изначально знания дети получают в дошкольном образовательном учреждении, где одинаково ставятся требования по освоению двух, трех языков. Как считает методист по дошкольному образованию управления образования района Забира Бикбаева, все детские сады обеспечены учебными программами и пособиями для ведения учебно-воспитательного процесса на русском и башкирском языках и в этом плане проблем нет.
– Говоря цифрами, из 27 дошкольных учреждений в 9 детсадах обучение и воспитание ведется на башкирском языке, а также в двух школах работают группы для дошкольников. Всего в 19 башкирских группах воспитывается 451 ребенок, что составляет 23% к общему числу дошкольников. В 11 детских садах учебно-воспитательный процесс организован на русском языке, в 23 группах воспитывается 420 детей. По заявлениям родителей по выбору изучаются, соответственно, государственные языки. Мы не делаем упор на изучение одного языка, через историю, традиции, обычаи, фольклор, языки, национальности народов республики и другие формы доводим целостную информацию для общего развития детей.
В 6 детских садах воспитание организовано на двух языках: из 43 групп в 27-и – на русском (680 детей), в 16 – на башкирском (416), согласно заявлениям родителей, которые они пишут при поступлении детей в детсад.
Кадровый состав, состоящий из 185 педагогов, позволяет вести учебно-воспитательную работу на двух языках. Если говорить о национальном составе детей, то 76,4% – башкиры, 21,2 – русские, 0,8 – татары.
Говоря в целом, проблем изучения языков в дошкольных учреждениях нет, и в дальнейшем педагоги будут стремиться к совершенствованию своей работы.
В малокомплектном детсаде с.Абубакирово, всего одна группа, 26 детей из чисто башкирских семей, представителей других народов в селе нет.
– Поэтому обучение, воспитание ведутся на родном языке, – делится воспитатель Альмира Билалова. – Если ребенок получит хорошие умения высказывать свое мнение, навыки общения на родном языке, то, думаю, и в дальнейшей учебе у него будет высоким стремление к знаниям. В то же время, начиная с 5 лет, дети познают и русский язык, и родители не против, поскольку понимают, что язык необходим в последующих ступенях жизни детей.
Нас радует, что воспитанники занимают призовые места в районных мероприятиях, не теряются в дальнейшей учебе в школе, поступают в вузы. По нашему мнению, путь к знаниям дети должны получать с родного языка. Не согласна с мнением, что, если дети учатся чисто на родном языке, то в дальнейшем им будет нелегко со сдачей ЕГЭ, поступлением в вузы и т.д. Дети, хорошо знающие свой язык, умеющие мыслить, общаться, получившие всестороннее развитие, легче освоят и другие языки. Примеров немало, наши выпускники поступили на башкирские факультеты, в медицинские вузы и другие.
– Для нас было неожиданным то, что родители должны написать заявления на изучение башкирского языка как государственного, – говорит Рамиля Тукбаева, заведующий детским садом с.Бурибай.– Многие годы в нашем детсаде были смешанные группы и дети из башкирской семьи, попадая в эту среду, терялись, вместе с тем терялся и башкирский язык. Все изменилось с открытием башкирских групп, которых у нас 5 по каждой возрастной параллели. В первое время было тяжело убеждать родителей отдавать детей в башкирские группы, сейчас, наоборот, очень много желающих, они перегружены. Дети из этих групп при выпуске хорошо владеют своим языком, поскольку обучение ведется на родном. В других группах башкирский изучают как государственный язык, родители идут навстречу, сами с удовольствием участвуют на праздниках.
Свою точку зрения выразили и другие участники «круглого стола», а также секретарь комиссии при администрации муниципального района «О языках народов РБ» Салима Байгильдина, секретарь районного общественного объединения «Собор русских» Наталья Рыбальченко, председатель курултая башкир района Гани Бикбаев.
Отмечено, что рассматриваемый в масштабе региона вопрос в нашем районе не вызывает каких-либо серьезных недопониманий, кроме как для тех, кто обсуждает эту тему в социальных сетях. Все пришли к убеждению в том, что это не новация, способная вызвать ажиотаж. Об этом свидетельствует и то, что никто из родителей не обращался с вопросами о языках к руководству образованием района. Педагогам остается самое главное – работать и дальше над качеством образования.

Ринат Имангулов.