Эта история о войне не совсем обычная, так как ее героем является хрупкая женщина. Передо мной номер газеты «Знамя труда», вышедший 5 мая 1970 года, в канун 25-летия Великого подвига. В ней написано о женщине, которая стала участником Великой Отечественной войны. В это трудно поверить, но она прошла длинный боевой путь до победного конца.
«Мне удалось застать Веру Сергеевну дома, за хозяйскими хлопотами, у нее был выходной день. А работает она машинистом на подъемной машине Маканской шахты, – пишет автор статьи Ю.Леухин. – Познакомившись, мы разговорились, и она поведала о боевых годах своей жизни, показала некоторые фотографии. Долго рассматривала Вера Сергеевна пожелтевшие от давности фотокарточки, и мысленно перед взором вставало пережитое.
В 1939 году Вера окончила Буздякскую автошколу. Ее направили шофером в Агжаровский совхоз Домбаровского района Оренбургской области, где и работала. Потом решила поехать в районный центр Домбаровку к своей матери. Только слезла с машины, как услышала страшное слово «война», вспоминает В.С.Барчук.
В Домбаровке находилась угольная шахта, многие мужчины ушли на войну, и Вера Сергеевна стала работать шофером на машине при горноспасательном взводе. А в январе 1942 года 10 комсомолок-девушек, в том числе и Барчук, пошли в Красную Армию. Целый эшелон направлялся в Астрахань. По прибытии в город девушки приняли первое боевое крещение: при высадке попали под бомбежку, погибло 45 человек. Из 10 подруг Веры осталось только 6, все они попали в отдельный батальон воздушного наблюдения. После месячного обучения их распределили по постам. В обязанности батальона входило наблюдение за немецкими самолетами вдоль берегов Волги на подступах к г.Астрахани от областного города Елиста Калмыкской АССР до Сталинграда. Тогда Астрахань был важной базой по снабжению нефтепродуктами, а Волга – главным средством их перевозки.
Но Вере Сергеевне мало пришлось быть на посту, так как ее, как шофера, перевели на машину. Ей приходилось обслуживать третью роту питанием, боеприпасами. Часто ездила по ночам. Очень боялась, не расставалась с оружием, потому что были случаи налетов диверсантов.
Был один случай, рассказывает Вера Сергеевна, когда высадился десант фашистов у нас в тылу. Они и сделали налет на наши посты. А пост состоял из четырех бойцов и одного сержанта. На один из постов прибыл командир взвода, лейтенант, который проводил политзанятие. Одна девушка вела наблюдение и вдруг заметила подозрительный блеск, но не придала этому значения. Уже потом она догадалась, что это враг, крикнула в землянку, но было поздно. Все-таки они успели занять оборону и стали отстреливаться. А та девушка, спрятавшись в землянке, успела по телефону поднять тревогу. Здесь в землянке ее и убили. По тревоге приехали наши солдаты. Но немцы, почуяв это, скрылись. Девушки были убиты, а лейтенант тяжело ранен.
В конце 1943 года батальон переехал в Польшу в г.Белосток. затем В.С.Барчук откомандировали в 143 бронепоезд, который своими зенитками прикрывал от врага выгрузку эшелонов с техникой и боеприпасами.
Длинный боевой путь на машине прошла Вера Сергеевна. Она прошла Белоруссию, Польшу, Восточную Пруссию, где с радостью встретила победу. За военную доблесть, за выдержку и хладнокровие в боях Великой Отечественной войны Вера Сергеевна Барчук награждена медалями «За взятие Кинегсберга» и «За победу над Германией».
А после войны – встреча с матерью и радостный, счастливый труд на благо Родины. После пройденного она не могла трудиться просто так, а работает с энтузиазмом, с упорством, зная, что тем самым она укрепляет обороноспособность нашей Родины».
По словам автора, В.С.Барчук проживала в Бурибае, успешно трудилась, и, как депутат поссовета, активно участвовала в общественной жизни.
Подготовила К.Ишемгулова.
Рисунок: Валерия Барышева.