Нашему земляку, известному башкирскому художнику исполнилось 75 лет
Действительно, Дамир Ишемгулов прошел длительный путь к профессионализму. Родился он 1 февраля 1943 года в деревне Малоабишево в многодетной семье сельского учителя. До седьмого класса учился в Абишевской школе.
«В 1956 году сестра Роза, которая после окончания медицинского института начала работать в рабочем поселке Бурибай, сразу забрала меня к себе, и я учебу продолжил в Бурибаевской средней школе, где обучение было на русском языке. Русский язык я, конечно, знал плохо и учиться мне было очень трудно. Поэтому по рекомендации учителей, чтобы учиться разговаривать и мыслить по-русски, очень много читал книги», – вспоминает Дамир Нуритдинович. В годы учебы в школе он увлекся рисованием и мечтал стать художником. Покупал открытки с картинами художников, читал книги об искусстве, но серьезных занятий по изобразительному искусству у них фактически никто не вел. Он очень любил природу, поэтому много и долго копировал картины с изображением природы.
В 1959 году, закончив 10 классов, хотел поступать в Казанское художественное училище, но ему вернули документы с рекомендацией не заниматься этим делом, так как у него не было достаточных знаний в области изобразительного искусства, поэтому он поступил в техническое училище №1 г.Орск. Получив специальность токаря, начал работать в Бурибаевском рудоуправлении. «Я хорошо работал, активно участвовал в общественной жизни коллектива, поэтому был на виду. Меня избрали секретарем комсомольской организации рудоуправления. Но мечта стать художником меня не покидала», – пишет он в своей автобиографии, которая хранится в фонде музея.
В эти годы состоялась его встреча с приехавшими в наш район, написавшими картину о поселке Бурибай, Н.А.Пахомовым и В.Е. Меосом. «Встреча с настоящими художниками помогла отречься от рутинного провинциального существования и укрепила решимость посвятить свою жизнь изобразительному искусству. В 1967 году поступил в художественное отделение Уфимского училища искусств и с тех пор не выпускал кисть из рук»,– продолжает художник свои воспоминания.
Поступив учиться, он еще глубже изучал доступные в то время работы современных художников и очень много работал, больше чем другие студенты, поэтому училище закончил успешно. «Диплом мой понравился представителю обкома КПСС и мне было предложено продолжить образование в высшей школе с гарантированным поступлением по их направлению. Это предложение для меня было неожиданным, я никак не расчитывал на внимание обкома», – пишет он.
После окончания училища Дамир вернулся с семьей в родной район, стал работать по своей специальности в Бурибаевском рудоуправлении, но ему для творческой работы нужна была и творческая атмосфера, поэтому после четырех лет жизни, в 1975 году, Ишемгуловы переезжают в г.Уфу. Он устроился на работу в производственный комбинат Союза художников. Эта работа для него была очень удобной, так как он абсолютно свободно распоряжался временем и мог заниматься любимой работой. «Молодого начинающего художника простое подражание жизни – списание с реальности её форм, цвета, пространства, не увлекало. Ему жизнь виделась темой, а он искал в искусстве свой собственный художественный язык для её отражения, поэтому скрупулезно занимается изучением направления искусства, которое было близко его духу, русского авангардизма», – пишет о нем известный искусствовед, заслуженный деятель искусства РБ, заместитель директора по науке Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова С.В.Игнатенко (Евсеева).
В столице он находит своих единомышленников, и они организовали своеобразный кружок. Конечно, творчество не согласных с господствующим тогда методом социалистического реализма не поддерживалось властью. «Они нас не травили, не уничтожали, даже не критиковали, а просто замалчивали, поэтому мы не могли организовать свои выставки, показать свои произведения. Мы не боролись, не занимались политикой, просто констатировали факты и продолжали работать. За право называться художником пришлось преодолеть очень много препятствий, моральных и материальных трудностей, во всем помог мой упорный труд. Но, самое главное, понимание моей жены Клары Тухватовны, помогло мне заниматься творческой работой. Положение художников нашего направления изменилось только после падения железного занавеса. Наши картины начали вывозить за границу. Естественно, нам доставались гроши, но по сравнению с тем, что мы имели, это было просветом. Потом границу опять прикрыли очень хитро, увеличили в несколько раз таможенную плату и, естественно, картины перестали покупать, и мы снова начали работать, как говорят писатели, в стол.
Скоро началась перестройка. Воспользовавшись этой волной и возросшим интересом в стране и за границей к нашему направлению, мы организовали ряд выставок в Москве. Эти выставки подняли нас на такой уровень, что у себя в республике нас уже не могли не признавать», – вспоминает известный художник Ишемгулов.
Да, на выставке в 1991 году в г.Москве, в Ценральном выставочном зале Союза художников творческая художественная группа «Сары бия» («Желтая кобыла»), одним из организаторов которой являлся Дамир Ишемгулов, показала башкирский авангардизм, который отличался самобытностью, многокрасочностью, яркостью и удивительной чистотой и свежестью. Их стали приглашать на выставки в разные города: Екатеринбург, Оренбург, Челябинск, Новосибирск, Казань. В 1996 и 2002 годах в Уфе состоялись персональные выставки Дамира Ишемгулова. Его картины стали покупать музеи, галереи, многие его работы ушли за рубеж. И в фонде нашего музея хранятся его картины, где он пишет о простых и сложных деревенских буднях, красоте и гордости жителей башкирской деревни, которую он видел в детстве, когда жил там, размышляя о настоящем и будущем.
историко-краеведческого музея.
В связи с 75-летием со дня рождения известного земляка, признанного живописца и графика Д.Н.Ишемгулова, из подаренной коллекции картин мы организовали в музее выставку, которая будет работатьдо 22 февраля. Каждый желающий может познакомиться с его картинами, музей работает ежедневно с 9.00 до 17.00 часов кроме воскресенья.
«Судьба его складывалась также, как у большинства деревенских парней. Но он, рожденный художником – не мог позволить себе прожить так, как все», – пишет профессор, доктор исторических наук Роза Буканова исследуя творчество заслуженного художника Республики Башкортостан, члена Союза художников Российской Федерации Дамира Нуритдиновича Ишемгулова.