Все новости
25 Декабря 2019, 02:00

Год мусорной реформе в Башкирии: Полный провал или стандартная обкатка

#Хайбуллинскийвестник

Почти год в Башкирии действует мусорная реформа. На новую систему сбора мусора республика перешла в январе 2019 года. Регион поделили на пять зон, за которыми закрепили региональных операторов. Эти компании вывозят контейнеры, сортируют мусор и отправляют его на переработку или свалку. За это местные жители платят от 35 до 70 рублей с человека.
Реформу обкатывают год, за это время стало очевидным её несовершенство. Жители ругают слишком высокие тарифы и некачественную уборку, администрации муниципалитетов – недобросовестных регоператоров, а регоператоры – пробелы в законодательстве. Редакция UfaTime.ru решила разобраться, что не так с мусорной реформой и что нужно изменить в первую очередь.
Многие жители Башкирии не понимают, за что платят деньги
Перед публикацией мы задали нескольким жителям Башкирии один и тот же вопрос: как вы оцениваете мусорную реформу? Несмотря на то, что наши собеседники живут в разных городах и районах, мысли у них очень похожи.
Марк, Дёмский район Уфы: «Я не согласен, что плата за вывоз мусора зависит от количества прописанных лиц. К примеру, у нас прописано пять человек, но по факту живут только трое. А вот доказать, что остальные с нами не проживают, довольно сложно. Мы вынуждены платить почти 400 рублей в месяц. Другой немаловажной проблемой является отсутствие мусорного контейнера. Мы живем в частном доме, но мусорный бак у нас не установлен. Из-за сложившейся ситуации мы вынуждены оставлять мусор прямо возле столба уличного освещения. В марте этого года я обращался с этим вопросом в районную администрацию, но мер никто не предпринимает. По словам сотрудников администрации, у нас якобы негде ставить контейнер, поскольку по закону он должен стоять в 25 метрах от жилых домов. Мне предложили альтернативу – ходить в многоквартирный дом, расположенный в 400 метрах от нас, и выкидать мусор там. Тогда за что мы платим, если услуга не предоставляется должным образом?».
Татьяна, Миякинский район: «Во-первых, приходят квитанции на оплату по 70 рублей за человека, хотя в сельской местности положено по 35. Обращались в правительство, пришёл ответ: «в тех населенных пунктах, где вывоз мусора осуществляется чаще 1 раза в месяц, берётся 70 рублей с человека». Хотя об этом никак ранее не сообщалось. Во-вторых, мусор забирают не всегда. Иногда машина проезжает не по всем улицам. В-третьих, я прописана у родителей, но проживаю уже почти 7 лет в Уфе. И каждые три месяца мне нужно предоставлять справку с работы, чтобы им не пришлось платить ещё и за меня. Мало того, даже эти справки не всегда помогают, счета всё равно приходят на трёх человек, и приходится ездить и все объяснять».
Гульфия, Октябрьский район Уфы: «От введения платы за вывоз ТКО никакого эффекта не вижу. Поменяли пару контейнеров, но они через полгода уже сломанные были, а вывозили мусор и раньше по графику. Для меня нет разницы: как было, так и осталось, только плачу теперь по 70 рублей с человека».
Эльмира, Кармаскалинский район: «В районе раньше ездил трактор, раз в неделю все выкидывали мусор. Теперь местами поставили контейнеры, родители, если едут в ту сторону, берут мусор с собой в машину и выкидывают, но там тоже мусор не всегда вовремя вывозят. Усложнили жизнь только сельчанам».
Со скрипом, но реформа состоялась
Если опираться на цифры, мусорную реформу можно считать состоявшейся: почти 90% населенных пунктов охвачены регоператорами. В Уфимской агломерации, в которую входят Уфа, Архангельский, Белокатайский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Иглинский, Кармаскалинский, Кигинский, Кушнаренковский, Мечетлинский, Нуримановский, Салаватский, Уфимский, Чишминский районы, осталось всего 250 деревень без мусорных площадок.
Региональным операторам пришлось по ходу решать некоторые проблемы. Например, в первые месяцы не было понятно, кто отвечает за установку и содержание площадок для мусорных баков: администрация муниципалитета или регоператор. Потребовалось несколько месяцев, чтобы законодательно закрепить ответственность за муниципалитетами.
Но даже после этого проблема не решилась полностью: в большинстве населенных пунктов просто нет места для таких площадок – их не закладывали при проектировании деревни или села. Поэтому теперь властям приходится искать компромисс, потому что сельчане не хотят далеко ходить, чтобы выбросить мусор, но и от контейнеров под окнами тоже не в восторге. Также почти год не были прописаны критерии твердых коммунальных отходов, поэтому в общий мусорный бак попадали ветки и другой промышленно-производственный мусор. Нормативная база появилась только в октябре.
Счета на усопших – не бездушие и жадность регопраторов, а пробел в законодательстве
Ещё одна сложность – отсутствие актуальной базы данных физических и юридических лиц. О количестве прописанных в жилом помещении человек регоператор узнает самостоятельно, зачастую информация до них доходит с большим опозданием, отсюда многочисленные жалобы на неправильные платежки. Бывают ситуации, когда счёт выставляют уже умершему человеку.
«В Уфе ежемесячно умирает 600 человек, но нам об этом не сообщают, и мы штампуем им извещения, – объясняет главный специалист МУП «Спецавтохозяйство» Наиль Махмутов. – Недовольные родственники, пишут жалобы, что бездушные и нехорошие люди выставляют счёт на усопших, но мы об этом не знаем. Если бы нам говорили, что такой-то человек умер, мы бы его вычеркивали из списка, но пока такой базы данных нет, мы ежемесячно выставляем некорректные платёжки».
Отсюда вытекает сложность с подключением к новой системе вызова мусора юридических лиц.
Регоператоры тянут реформу только за счёт физлиц
Мусорная реформа в Башкирии существует только благодаря физическим лицам. По данным МУП «Спецавтохозяйство», только 25% юридических лиц в Уфе имеют договоры на вывоз мусора, остальные компании выкидывают свой мусор в общий бак и, следовательно, обслуживаются за счёт населения.
По словам Наиля Махмутова, бизнес пользуется отсутствием штрафов за незаключение договоров. Особенно этим злоупотребляют крупные торговые центры. «Например, в ТЦ "Ультра" заявили, что у них за год не было ни грамма мусора, хотя там огромная площадь и много арендаторов. Чем крупнее бизнес, тем отчаяннее они не платят за мусор. Если юрлица заключат договор, мы сможем поставить дополнительные контейнеры или увеличить количество рейсов мусоровоза, но пока мы воюем с ними каждый день. Хорошо, что у Министерства экологии есть полномочия штрафовать их за нарушение экологического законодательства, они нам помогают», – объясняет эксперт.
Раздельный сбор мусора – будущее отрасли
Перед региональными операторами стоит задача перейти на раздельный сбор мусора, для начала делить отходы на общие, пластик, стекло и бумагу. В качестве пилотного проекта были выбраны 200 баков в Кировском районе Уфы, где установили специальные баки, но это капля в море, признаются сами операторы, так как только в Уфе больше 13 тысяч контейнеров. Но если республика перейдет на раздельный сбор мусора и жители будут сами сортировать коммунальные отходы, власти смогут снизить тарифы на вывоз ТКО.
«Сейчас схема такая: мы забираем мусор, выгружаем его на сортировочный комплекс за южным автовокзалом, на конвейере разбирают пластик, мусор и стекло, потом это обратно грузится и увозится на полигон для утилизации. Получается двойная работа. Если мы перейдем на раздельный сбор, мы сэкономим деньги: отходы сразу будем сдавать на полигон, а отсортированный мусор сдадим и получим прибыль, за счет чего сможем снизить тарифы. Это выгодно в первую очередь сами жителям», – говорит Наиль Махмутов.
Поддерживают его и коллеги из «ЭкоСити». Этот региональный оператор обслуживает Кумертау, Салават, Сибай, Стерлитамак, Абзелиловский, Аургазинский, Баймакский, Белорецкий, Бурзянский, Гафурийский, Зианчуринский, Стерлибашевский, Зилаирский, Ишимбайский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Миякинский, Стерлитамакский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский районы. «Развитие отрасли напрямую зависит от темпов развития инфраструктуры, а именно наличия в полном объёме объектов, которые бы полностью удовлетворяли потребности жителей; от контейнерных площадок, мест накопления и мусороперегрузочных пунктов, обработки, захоронения, современных транспортных средств. Помочь развитию отрасли в регионе могут цифровое обеспечение отрасли, например, система мониторинга», – считают в компании.
В итоге все требования жителей и региональных операторов сводятся к пяти простым поправкам
Во-первых, республике нужна актуальная база данных физических и юридических лиц;
Во-вторых, для бизнесменов без договоров на вывоз мусора должны быть предусмотрены штрафы;
В-третьих, жителям нужно объяснять, на что уходят их деньги;
В-четвертых, в нормы для проектирования новых дворов и населенных пунктов нужно внести требования к контейнерным площадкам;
В-пятых, Башкирия должна перейти на раздельный сбор мусора.
Аделина Минибаева
UfaTime
Читайте нас: