Семь детей и двое взрослых погибли в результате стрельбы в гимназии №175 в столице Татарстана. По словам министра здавоохранения Михаила Мурашко, еще 18 детей пострадали, восемь из них получили пулевые ранения. Кроме того, в результате стрельбы в гимназии пострадали несколько взрослых, они также находятся в больнице с огнестрельными ранениями, сообщил глава Татарстана Рустам Минниханов.
«Мы потеряли семерых детей. Это восьмиклассники — четыре мальчика и три девочки, кроме этого, одного учителя и одну женщину-работника. В целом мы потеряли девять человек. 18 детей находятся в детской клинической больнице. К сожалению, есть и с огнестрельными ранениями, есть и с переломами, ушибами. Врачи делают все, чтобы сохранить жизни наших детей. Двое взрослых находятся в седьмой больнице, и один — в республиканской клинической больнице. У них тоже огнестрельные ранения»,— отметил Минниханов.
Кадры из соцсетей показывают, что эвакуация детей из учебного заведения поначалу проходила стихийно, некоторые ученики прыгали из окон третьего этажа. По неподтвержденным данным, от полученных в результате травм двое из них скончались.
Казанский телеканал «Новый век» записал интервью с учителем, который вел урок на этаже, где произошла стрельба, а также с ученицей и матерью. Они рассказали, как развивались события в здании:
Учитель: «Я вел урок. Услышали хлопок похожий на взрыв. Их было несколько. Закрыл двери в классе, окна. Сказал ребятам, чтобы они не подходили к окну, присели вдоль стены и ждали. Потом школу стали обходить работники СОБРа, достучались до нас, и в их сопровождении мы организованно вышли за пределы школы».
Ученица: «Мы сначала сидели в столовой, услышали хлопки и сразу притихли, потом пошли на кухню. После нас вывели, мы вышли через дырку в заборе, и нам сказали бежать домой. И мы с другом пошли».
Мать ученика: «Я сидела дома. У меня ребенок учится в первом классе, я собиралась за ним пойти в школу, и в этот момент услышала взрыв. Я выглянула с балкона. На первом этаже летели окна, и я побежала сразу в школу к главному входу, но меня не пустили. Я побежала с другой стороны, потому что начали выводить детей со всех сторон. Потом начали подтягивать всю технику».
В колледже, где учился нападавший, его назвали «тихим и неконфликтным». Отец молодого человека заявил, что его сын не высказывал негативных мыслей и настроений. По данным СМИ, Ильназ Галявиев был вооружен турецким автоматическим дробовиком Hatsan Escort, цена которого не превышает 40 тыс. руб. Разрешение на оружие, по некоторым данным, он получил в соседней республике Марий Эл, в Йошкар-Оле.
Произошло это в конце апреля — примерно тогда же его отчислили из колледжа, сообщил “Ъ FM” главный редактор казанского интернет-журнала Enter Данил Губайдуллин: «В колледже его характеризовали как тихого, неконфликтного студента. Он проходил производственную практику с декабря, но в начале январе перестал ходить в колледж и оборвал связь с куратором группы. На защиту практики и экзамены он не явился, поэтому его отчислили. Оружие было официально зарегистрировано на него, лицензия получена 28 апреля, то есть буквально в те же дни, когда его отчислили из колледжа».
Незадолго до нападения Галявиев завел Telegram-канал под названием «Бог», в котором предупредил о своих планах. Он называл себя богом, который якобы явился в облике человека, чтобы «избавиться от всех вас». Утром 11 мая молодой человек выложил пост со своей фотографией в маске и жилете со словами «Сегодня я убью огромное количество биомусора и застрелюсь». На кадрах с первого допроса, которые распространяют Telegram-каналы, стрелок кричит и называет себя «Богом»: «Месяца два назад я это осознал. Во мне проснулся монстр, я начал всех ненавидеть».
“Ъ FM” попросил психиатра, доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Романа Сулейманова проанализировать это видео и определить, есть ли у Галявиева признаки психического расстройства: «На первый взгляд, это то, что называется в психиатрии патологический аффект. Это достаточно экстраординарное состояние, которое нечасто встречается и должно быть спровоцировано серьезными событиями с угрозой жизни или здоровью самого пациента, проявляющего такую реакцию. Это характерно для эмоционально неустойчивых личностей, таких раньше называли эксплозивные психопаты. Я почитал о нем в прессе, и из этого не вытекает, что он обладал чертами, которые могли бы охарактеризовать его как психопата возбудимого круга. За шизофрению здесь тоже не очень много свидетельств. Он достаточно четко объясняет, что никто ему это не внушал, что ему об этом сказали не галлюцинаторные голоса.
Он четко говорит: я сам это осознал, понял, что ненавижу людей — это, видимо, копилось в нем давно. Сам он был достаточно тихим и не очень привлекавшим к себе внимание подростком. Возможно, были какие-то проблемы в семье, недопонимание и куча других факторов.
Вряд ли нападавшему удастся избежать уголовной ответственности и быть помещенным в лечебницу. Чтобы это произошло, нужна экспертиза, которая бы доказала, что пациент в момент совершения своих действий не отдавал отчет своим действиям.
Здесь этого не было. Ему, видимо, было совсем не трудно продемонстрировать психическое здоровье при экспертизе перед тем, как он получал лицензию на это оружие, и он шел к этому совершенно сознательно с такой мизантропической антисоциальной целью».
12 мая в Татарстане объявлено днем траура. Глава Европарламента, посол США в России, президент Казахстана, премьер-министр Армении и многие другие международные лидеры выразили соболезнования. Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве двух и более лиц. Президент России Владимир Путин поручил срочно проработать ужесточение правил оборота гражданского оружия.
18 пострадавших учеников из казанской гимназии находятся на лечении в детской республиканской клинической больнице, шестеро из них в реанимации